«Art Nouveau»


Сегодня, чтобы отогнать мрачные мысли, мне хочется вам рассказать о чем-то красивом.
Давайте я вам расскажу о модном в моей любимой эпохе стиле «Art Nouveau»:

Этот стиль был моден с конца 19 века вплоть до Первой Мировой войны.
Стиль "арт нуво" - это обворожительные женщины, развевающиеся волосы, текучие ткани, и природные мотивы.

 

Одним из главных мотивов стиля стало обнаженное женское тело, но не как объект восхищения пропорциями, а как провокация, возбуждающая желания. Женщина, ее профиль и обнаженное чувственное тело стали подлинными эмблемами стиля арт нуво". Недаром традиционные викторианцы находили его бесстыдным и развращенным.

Одним из самых знаменитых художников работавшим в этом стиле был Альфонс Муха - художник истинно парижский, хотя и вырос в Моравии, его афиши, декоративные панно, календари, открытки, обложки журналов и книжные иллюстрации благодаря уже высоко развитой в то время технике репродуцирования стали широко известны и снискали огромную популярность.

Но важнее всего то, что эти композиции с их неистощимым изобилием живописно-орнаментальных элементов и изысканностью каллиграфически прорисованных линий обладали силой, способной сформировать стиль. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX - XX столетий, "стиль Мухи" стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.

Его приметой стала идеализированная, стилизованная фигура прекрасной и девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок. Поскольку этот мотив был одним из наиболее широко распространенных в живописи конца столетия, "стиль Мухи" какое-то время считали синонимом движения "ар нуво" в целом.


Но стиль "арт нуво" не ограничивался рисунком. Очень яркий след этот стиль оставил и в ювелирном искусстве. Надо отметить, что наибольший вклад в развитие ювелирики в стиле «арт нуво» внесли художники Франции и США. Конечно, «Новое Искусство» прошлось по всей Европе, не исключая Российскую Империю, но именно французы довели украшения арт-нуво до абсолюта, а американцы сделали из их труда правильные выводы (деньги). Америка традиционно переплавила достижения мастеров Англии и Франции, сочетая местные мотивы американских колонистов и туземных индейских племен. Многие американские производители наладили массовое производство серебряных драгоценностей в стиле арт-нуво, создав изделия, вполне доступные по стоимости для низших классов.

Дело в том, что Франция - единственная европейская страна, где законодательницей мод была не придворная аристократия, а богема, князья полусвета. Истинные дворяне не чурались богемного вкуса, парижский шик отличался именно своей приземленностью и двусмысленным эротизмом. Неумеренная тяга французской элиты к удовольствиям создала для ювелиров спрос на украшения арт-нуво, что позволяло им экспериментировать с материалом и искать для него новые формы.

Интересно, что материалы украшений этого стиля не отличались роскошью - использовался цветной полудрагоценный камень, эмаль, кость. Украшения в этом стиле не претендовали на титул статусных аксессуаров, а были призваны служить выражением чувственной натуры носителя или дарителя. Формализм бриллиантов, их монохромная прямота, с точки зрения арт-нуво, проигрывала богатству красок опалов, лунного камня, халцедона, турмалина, аквамарина и зеленых гранатов. Бриллианты использовались лишь в качестве подсвечивающего фона, как «обертка» для цветных камней. Излюбленной техникой была эмаль, для изготовления которой использовались старые техники и изобретались новые.

Кроме обнаженного женского тела другим основным сюжетом для украшения в стиле арт-нуво стали природные мотивы: цветы, насекомые, змеи и животные. Но теперь они воплощались в свободных, полных воображения формах; насекомые превратились в фантастические создания. Бабочки, стрекозы, цикады, пауки стали изысканными и неповторимыми. Змеи с гибкими телами и радужной чешуей служили символом вечности и сексуальности. Мотивами для украшений стали орхидеи, лилии, ирисы, хризантемы, одуванчики, подсолнухи, маки и чертополох. Растения изображались не только в полном цвету, но и в виде ростков, бутонов и увядающих соцветий, символизируя периоды жизни: юность, зрелость и старость. Павлины, лебеди и ласточки, благодаря своим элегантным формам, как нельзя лучше вписывались в чувственные узоры на разноцветных эмалях.

И наконец, я хотел бы вам рассказать о еще одном воплощении стиля «Art Nouveau» - о архитектуре. Сегодня уже трудно представить, каким шоком был для обывателей этот стиль в архитектуре. Ведь строгость линий и красок, сменилось буйством форм. Все было новым, ярким и вызывающим.
Но, что я буду вам рассказывать – если могу просто показать…

Согласитесь - красиво...
А потом пришел 1914 год – и стиль «Art Nouveau», как и многое другое, не пережил эти страшные годы «подлинного начала двадцатого века»…


  1. #1 by melbaa on 11.05.2007 - 04:30

    Отличная статья!

  2. #2 by melbaa on 11.05.2007 - 04:30

    Отличная статья!

  3. #3 by melbaa on 11.05.2007 - 04:36

    Кстати, странно, что в Австралии этот стиль почти не выражен; это пока мои наблюдения, надо бы повнимательней почитать, но в целом здесь господство викторианской архитектуры. Модерн, наверное, просто не успел прижиться…

  4. #4 by melbaa on 11.05.2007 - 04:36

    Кстати, странно, что в Австралии этот стиль почти не выражен; это пока мои наблюдения, надо бы повнимательней почитать, но в целом здесь господство викторианской архитектуры. Модерн, наверное, просто не успел прижиться…

  5. #5 by melbaa on 11.05.2007 - 04:36

    Кстати, странно, что в Австралии этот стиль почти не выражен; это пока мои наблюдения, надо бы повнимательней почитать, но в целом здесь господство викторианской архитектуры. Модерн, наверное, просто не успел прижиться…

  6. #6 by fstassi on 14.05.2007 - 09:49

    приятно познакомиться!
    спасибо за статью!
    мой даааавний пост о том же:
    http://fstassi.livejournal.com/1040.html
    а вот пражский мдерн недельной давности:
    http://fstassi.livejournal.com/213189.html?nc=11

  7. #7 by fstassi on 14.05.2007 - 09:49

    приятно познакомиться!
    спасибо за статью!
    мой даааавний пост о том же:
    http://fstassi.livejournal.com/1040.html
    а вот пражский мдерн недельной давности:
    http://fstassi.livejournal.com/213189.html?nc=11

  8. #8 by fstassi on 14.05.2007 - 09:49

    приятно познакомиться!
    спасибо за статью!
    мой даааавний пост о том же:
    http://fstassi.livejournal.com/1040.html
    а вот пражский мдерн недельной давности:
    http://fstassi.livejournal.com/213189.html?nc=11

  9. #9 by sabinulya on 14.05.2007 - 10:08

    super!

  10. #10 by sabinulya on 14.05.2007 - 10:08

    super!

  11. #11 by sabinulya on 14.05.2007 - 10:08

    super!

  12. #12 by anouch on 21.05.2007 - 17:39

    посылочка из Бельгии, распишитесь, плз 🙂

    http://www.rondom1900.nl/1900Afbeeldingen-Belgie.html

  13. #13 by anouch on 21.05.2007 - 17:39

    посылочка из Бельгии, распишитесь, плз 🙂

    http://www.rondom1900.nl/1900Afbeeldingen-Belgie.html

  14. #14 by anouch on 21.05.2007 - 17:39

    посылочка из Бельгии, распишитесь, плз 🙂

    http://www.rondom1900.nl/1900Afbeeldingen-Belgie.html

  15. #15 by alek_san on 27.05.2007 - 07:50

    Я использую отчего-то термины «модерн» и «югенд». В Праге, кстати, на удивление много архитектуры в этом стиле.

    И в моем городе есть несколько замечательных Югенд-зданий.

  16. #16 by alek_san on 27.05.2007 - 07:50

    Я использую отчего-то термины «модерн» и «югенд». В Праге, кстати, на удивление много архитектуры в этом стиле.

    И в моем городе есть несколько замечательных Югенд-зданий.

  17. #17 by alek_san on 27.05.2007 - 07:50

    Я использую отчего-то термины «модерн» и «югенд». В Праге, кстати, на удивление много архитектуры в этом стиле.

    И в моем городе есть несколько замечательных Югенд-зданий.

Это не обсуждается.