Мода


Что-то я в последнее время увлекся оружием начала двадцатого века.
Мои читательницы наверно от этого совсем не в восторге. Каюсь и исправляюсь.
Что же может, заинтересовать милых дам?
Наверно мода?

Давайте, я вам, в знак компенсации за описания оружия начала века, немного расскажу о моде того же времени.


Да простят меня милые дамы, но мне очень нравятся корсеты, я конечно представляю как неудобно их носить, но зато какие элегантные были силуэты. Первые годы 20 века это как раз конец эпохи корсета. Уже в 1903 г. балерина Айседора Дункан произвела сенсацию, танцуя в свободном просвечивающем платье, называемом пеплос, без корсета из китового уса. В этом же году Поль Пуаре открыл собственный Дом моды - началась эпоха Пуаре. Совершив революцию силуэтов, Пуаре избавил женщин от жёсткого корсета и навеки разбил мое сердце…
"Секреты хорошо одетой женщины" Пуаре и сегодня актуальны: "...Женщина с истинным вкусом подбирает себе платья и украшения, чтобы чувствовать себя красивой. А вовсе не потому, что так одевается кто-то ещё...". Женская самостоятельность и раскрепощенность имевшая успех в 20-х, берет свое начало в 10-х годах ХХ века. Первым прорывом стало именно освобождение женщин от корсета. Причиной этому послужило рождение в начале десятилетия двух новых стилей. Первый связан с успехом Дягилевских «Русских сезонов» в Париже. Тема Востока перешла со сценических костюмов Льва Бакста в салоны модного Парижа, а затем, и всего цивилизованного мира. Этот стиль дарил свободные силуэты, буйство красок, обилие перьевых украшений и обнаженные плечи. Второй тоже родился в Париже в начале 1910-х. Связан он с возрождение идеалов античной классики.

Силуэт прямой, без мучительных утяжек на талии. И также открытая шея. Новая мода заставила женщин задуматься не только о нарядах, но и о своем теле. Дамы начинают заботиться о коже и фигуре (без корсета, но стройность по-прежнему в моде). Наиболее характерными образом того времени при взгляде из нашего являются героини немого кино Мери Пикфорд и Вера Холодная. У этой героини выразительный, подчеркнутый макияжем взгляд. Волосы волнистые и часто… стриженные. Да, женщины начали носить стрижки, пока не короткие, как в 20-х, но волосы уже стали открывать шею. И эта шея была роскошной! На ней носили украшения из страусиных перьев, приобретших в ту пору большую популярность. Туалеты дамы были либо прямого силуэта, либо свободного, приближенного к овалу. В любом случае – корсетов под платьем больше нет! Более того, подолы слегка укоротились, и дамы имели возможность похвастаться ботинками на «каблуках Луи» (от имени носившего их в XVIII веке короля Людовика ХV). В этих ботинках женские ножки выглядели особенно стройно, что тоже стало возможным продемонстрировать. В качестве аксессуара дамы носили сумки-саквояж, которые прекрасно сочетались с новым прямым силуэтом платьев.
К счастью самые радикальные изменения костюма достигали тогда Россию с серьезным опозданием, что-же говорить о нашей окраине Империи.
Поэтому виленские фотографии, начала века, еще радуют мужской глаз, элегантными силуэтами дам.

Ведь самое начало века – это господство стиля модерн. Сначала в архитектуре, литературе, графике, и, безусловно, в моде. Некоторые искусствоведы критикуют модерн за чрезмерную вычурность, манерность и отсутствие смысла за красивым изображением. «Линия ради линии» - почти ругательный эпитет в искусстве многие знатоки относят к модерну. А линии в модерне затейливо изогнуты и красиво закручены. Любимое изображение стиля – полу увядший цветок ириса.

И в моде появляется образ хрупкой женщины-цветка. В ней нет почти ничего материального. Она стала объектом искусства для художников. Наряды создаются для прекрасных муз, и чтобы носить их, земные женщины должны прилагать массу усилий. Настоящей музой того времени была Анна Павлова, воздушная и почти несовместимая в воображении с земным притяжением. Итак, прекрасная дама того времени имеет массу нарядов для разного времени суток, и может облачаться в них только при помощи прислуги. У нее томный взгляд; для его создания женщины используют толченый уголь вместо туши для ресниц. Кожа белая, почти прозрачная, для этого эффекта необходима пудра из пшеничного крахмала. Прическа у дамы высокая, пышные волосы уложены волнами Марселя (в честь Марселя Грато, еще в 1872 году предложившего щипцы для завивки). На голове огромная шляпа, украшенная длинными перьями, искусственными цветами и кружевами. Платья дамы носили из тонких светлых тканей с лавиной кружевных оборок. Входят в обиход юбки-клеш с блузками, жакетами, пальто. В то же время появляется новая постановка фигуры, напоминающая латинскую букву «S». Верхняя часть фигуры слегка наклонена вперед (так называемая «голубиная грудь»), живот втянут, а нижняя часть корпуса как бы немного отодвинута назад. Это достигалось с помощью специального корсета, стягивающего талию до модного объема (около 55 см.). Несмотря на то, что против корсетов активно выступали врачи, большинство женщин было готово ходить в панцире, на 10-15 сантиметров уже нормальной талии.

Наиболее интересен силуэт в профиль, который создается с помощью корсета s-образной формы. По сравнению с силуэтом 90-х гг. XIX в. он изменяется незначительно: линии груди и талии спереди понижаются, в этой части лифа появляется небольшой напуск. В начале XX в. силуэту стремились придать черты павлина, бабочки, цветка. Такой эффект достигался и четким разделением фигуры на две части под углом друг к другу, и пышным декоративным треном, напоминающим павлиний хвост, и разлетающимися, словно крылья бабочки, болеро, и росписью, аппликацией, изображающей эти стилизованные формы. Дорогие текучие ткани модерна орнаментировались стилизованными формами вьющихся, экзотических, болотных растений, водорослей, раковин, медуз, внутренним строением цветов и листьев. Узор располагался асимметрично Цветовая гамма строилась на умеренных приглушенных тонах: глубокий гранатовый, темно-зеленый, табачный, бронзовый, многочисленные оттенки серого, нежно-голубого и розового. Изогнутые линии s-образного силуэта подчеркиваются асимметричным расположением отделки, драпировками на лифе и юбке. Декоративное решение костюма осуществляется путем сопоставления фактур материалов (бархата, атласа, шифона, дорогого меха), изысканных цветовых сочетаний (синего с зеленым, желтого с зеленым, серого с розовым), широкого применения кружев и вышивки крупного рисунка шелком, бисером, драгоценными камнями. Крой юбок — в основном клеш. В руках нимфы носили большие богато украшенные веера, зонтики и сумочки. Из украшений был очень популярен жемчуг, а также броши в виде цветов и насекомых. Листая старые пожелтевшие страницы виленских газет, начала века, я часто натыкаюсь на заметки о моде. Как, например эта 🙂

А еще, красота платья, оказывается, не только разбивала сердца мужчин, но и была нешуточно опасна и хозяйке…

Хотя везде должна быть гармония – может причиной падения другой дамы, во второй заметке, была недостаточная красота платья?


  1. #1 by milija on 04.02.2007 - 20:05

    спасибо огромное! с таким удовольствием почитала о «жертвах» той моды!:) ничего не меняется, но модели восхитительны!

  2. #2 by milija on 04.02.2007 - 20:05

    спасибо огромное! с таким удовольствием почитала о «жертвах» той моды!:) ничего не меняется, но модели восхитительны!

  3. #3 by milija on 04.02.2007 - 20:05

    спасибо огромное! с таким удовольствием почитала о «жертвах» той моды!:) ничего не меняется, но модели восхитительны!

  4. #4 by opunzia on 04.02.2007 - 20:13

    Да, как показали прогулки по городу летом, за 100 лет, как и за предыдущие тысячи, «жертвы» ничему не научились 🙂

  5. #5 by opunzia on 04.02.2007 - 20:13

    Да, как показали прогулки по городу летом, за 100 лет, как и за предыдущие тысячи, «жертвы» ничему не научились 🙂

  6. #6 by opunzia on 04.02.2007 - 20:13

    Да, как показали прогулки по городу летом, за 100 лет, как и за предыдущие тысячи, «жертвы» ничему не научились 🙂

  7. #7 by lokamp on 05.02.2007 - 00:04

    Поищи еще про мужскую моду.
    Эх времена были — мягкие шляпы, цилиндры, канотье … Красиво.

  8. #9 by lokamp on 05.02.2007 - 00:04

    Поищи еще про мужскую моду.
    Эх времена были — мягкие шляпы, цилиндры, канотье … Красиво.

  9. #11 by lokamp on 05.02.2007 - 00:04

    Поищи еще про мужскую моду.
    Эх времена были — мягкие шляпы, цилиндры, канотье … Красиво.

  10. #13 by menupecun on 05.02.2007 - 21:23

    Очень интересно.
    Согласна, что с корсетом намного интереснее выглядит. Хотя помню, как это неудобно. Когда на мне было завязано свадебное платье, я весь вечер его потихоньку расслабляла — невозможно глубоко дышать! Это ощущение, что нельзя глубоко вздохнуть вызывает даже что-то типа паники, страха перед удушьем. Страшновато получилось, но правдиво 🙂 Хотя скорее всего и к такому наряду можно привыкнуть. И жаль, что сейчас так не одеваются.
    А еще в тексте статьи есть маленькая лингвистическая неточность — упасть на полотно можно не благодаря чему-то, а из-за чего-то 🙂

  11. #14 by menupecun on 05.02.2007 - 21:23

    Очень интересно.
    Согласна, что с корсетом намного интереснее выглядит. Хотя помню, как это неудобно. Когда на мне было завязано свадебное платье, я весь вечер его потихоньку расслабляла — невозможно глубоко дышать! Это ощущение, что нельзя глубоко вздохнуть вызывает даже что-то типа паники, страха перед удушьем. Страшновато получилось, но правдиво 🙂 Хотя скорее всего и к такому наряду можно привыкнуть. И жаль, что сейчас так не одеваются.
    А еще в тексте статьи есть маленькая лингвистическая неточность — упасть на полотно можно не благодаря чему-то, а из-за чего-то 🙂

  12. #15 by menupecun on 05.02.2007 - 21:23

    Очень интересно.
    Согласна, что с корсетом намного интереснее выглядит. Хотя помню, как это неудобно. Когда на мне было завязано свадебное платье, я весь вечер его потихоньку расслабляла — невозможно глубоко дышать! Это ощущение, что нельзя глубоко вздохнуть вызывает даже что-то типа паники, страха перед удушьем. Страшновато получилось, но правдиво 🙂 Хотя скорее всего и к такому наряду можно привыкнуть. И жаль, что сейчас так не одеваются.
    А еще в тексте статьи есть маленькая лингвистическая неточность — упасть на полотно можно не благодаря чему-то, а из-за чего-то 🙂

Это не обсуждается.