Объёмные картинки


Знаете что это такое?

Это странное приспособление это - стереоскоп.
Глядя в это приспособление наши прапрадеды и прапрабабушки видели целые волшебные миры!
Египетские пирамиды, диковинные звери и люди. Все было не только фотографически чётко, но и ОБЪЕМНО!

Современному человеку, привыкшему к телевизору и интернету, трудно даже представить - до чего был мал мир человека начала XIX века. Все, что ты мог увидеть на свете - ограничивалось местом проживания. Путешествовали по миру считанные единицы. Кое что можно было увидеть на рисунках и литографиях, но рисунок, это всегда лишь рисунок. Все изменилось в 1839 году, когда Луи Дагерр изобрёл первую, пригодную к практическому применению фотографическую технику – дагерротипию. Вскоре оказалось, что небольшие, серебристо сверкающие картинки на металлических пластинках лишь только в незначительной степени отображают картину мира, которую мы воспринимаем двумя глазами.


Первая фотография (дагерротип), на которой запечатлён человек.
Дагерр, 1838-1839. Boulevard du Temple, Paris.

Поэтому, нет ничего странного в том, что уже через десять лет британский учёный Дейвид Брюстер, используя и улучшая замысел Чарльса Уитстона, построил инструмент для просмотра стереоскопических изображений. Пара кадров, снятая фотоаппаратом с двумя объективами, разнесёнными на расстояние близкое к расстоянию между человеческими глазами, просматриваемая через две увеличивающие линзы, удивляла натуралистическим воссозданием пространства, что в некоторой степени возмещало отсутствие натуральных цветов. Стереоскопические снимки, впервые публично продемонстрированные на Лондонской Всемирной Выставке 1851 года, привели в восторг даже королеву Викторию.

В 1871 году изобретены сухие стеклянные фотопластинки с желатиновым слоём, которые освободили фотографов от необходимости находиться вблизи фотографической лаборатории. Их чувствительность сделала возможным моментальную съёмку движущихся объектов. С того времени началось бурное развитие фотографии, в том числе и стереоскопической. Фотографы, снабжённые стереофотографическими аппаратами, отправлялись в дальнейшие закоулки мира, чтобы увековечить виды городов, живописные ландшафты, знаменитые лица, исторические происшествия, катастрофы, чудеса природы.


Дорогой настольный стереоскоп

Стереоскопы стали модными элементами снаряжения мещанских салонов и гостиных. Журналы того времени восторгались фотографиями о путешествиях. Детали, создающие иллюзию действительности, писали они, позволяли «быть зрителем всего лучшего, что мог предложить мир». Восторженные статьи призывал читателей с помощью стереоскопа и воображения отправиться в путешествие в самые удаленные районы земного шара, чтобы «видеть чудеса Нила, руины Баальбека, домик Энн Хатауэй, самое непритязательное поселение на Западе и лачуги на горе Пайк».

На рубеже XIX-XX веков практически в любом европейском доме стоял стереоскоп, и просмотр стереокартинок по вечерам был весьма распространенным семейным досугом. Сотни тысяч стереографических пластин с видами практически всех уголков земного шара можно было приобрести в лавках или заказать по цене сегодняшних цветных открыток.

До 1853 года стереоскопические снимки делали либо одной камерой, которую устанавливали в паз и по нему сдвигали в сторону, чтобы сделать еще одну экспозицию, либо снимали двумя обычными камерами. Двухлинзовая камера, с расстоянием в 6-7 сантиметров между линзами, делавшая два небольших снимка одновременно, была сконструирована в 1853 году английским оптиком, и многие европейские производители немедленно последовали его примеру.


Так выглядели камеры для стереоснимков


Были цветные стереоснимки

Не минуло увлечение объёмными картинками и Российскую Империю.
Во многом благодаря этой моде мы можем увидеть сегодня улицы городов полуторавековой давности.

Вот, например, столичный Невский проспект, начала ХХ века:

Интересно... Но плоский монитор не позволяет насладиться главной изюминкой этой двойной фотографии - ОБЪЁМОМ.

Что же делать?

Можно, конечно, просто рассматривать плоские (но от этого не менее интересные) детали...

А можно немножко поколдовать с фотошопом, и увидеть на плоском мониторе некое подобие объёмных картинок.

Ведь, даже в старых книгах о оптике, есть упоминание о таком интересном способе создания иллюзии объёма, как быстрое чередование картинки для левого и правого глаза.

Надо взять две фотографии, снятых со смещением:

И заставить их быстро сменять друг друга:

Лучшие результаты получаются - когда на снимке максимальная глубина резкости, и есть предметы на переднем и заднем плане

Например фотография паломников "Russian barracks for pilgrims, Jerusalem, Palestine"

Немного возни - и результат впечатляет:

Смотрите, что у меня получилось с Невским:

Правда интересно?

П.С Среди моей коллекции виленских фотографий, я так-же отыскал несколько стереофотографий.

Спешу поделиться ими с вами 🙂

Photobucket - Video and Image Hosting
Еврейская улочка в Вильне

Photobucket - Video and Image Hosting
Торговые ряды

Photobucket - Video and Image Hosting
Набережная Вилии, Зеленый мост, костел св.Рафала и неизвестные "голопупцы" (так называла моя бабушка таких мелких) :)))

Так что вот..
Когда увидите в следующий раз такое удивительное приспособление:

Хватайте его, и бегом - рассматривать волшебные "объёмные картинки" 🙂

  1. #1 by pashka_takefive on 06.09.2008 - 03:37

    Спасибо

    Очень интересно.

  2. #2 by pashka_takefive on 06.09.2008 - 03:37

    Спасибо

    Очень интересно.

  3. #3 by pashka_takefive on 06.09.2008 - 03:37

    Спасибо

    Очень интересно.

  4. #4 by greenkrokodilla on 06.09.2008 - 05:41

    Искусство видеть объем

    Интересно, да. но СОВЕРШЕННО НЕ НУЖНО.

    Дело в том, что создать сильное стереоскопическое представление плоской картины очень просто; люди помнили секрет в средние века/Возрождение, но позже почему-то о нем забыли.

    Вот объяснение.

      1. Ощущение стереоскопичности создает не один а много механизмов интерпретации изображения в мозгу.
      Так,
      избирательная резкость;
      линии, обозначающие перспективу (например, линии стен, крыш, дорога и тд.;
      заслонения одних предметов другими;
      освещение и тени
      и т.д.
      интерпретируются мозгом как обозначения обема.

      Однако когда рассматриваешь плоскую картину/фотографию обоими глазами, то все это убивается, перебивается более мощным сигналом смещения от двух глаз, оно кричит что лист плоский и заглушает все остальное.

      2. Следовательно, чтобы увидеть встроенный в картинкку объем надо устранить сигнал левог-правого глаза о смещении.

      3. Это вы делаете закрыв глаз (не давите) ладонью, так, чтобы в нем было совсем темно и не присутствовали отвлекающие сигналы, и продолжая рассматривать картинку естественно как прежде. Жмуриться чуть хуже, напряжение.

      4. Сначала с непривычки можно помочь мозгу проследив намеренно линии ведущие вдаль (крыши, дорогу) или намеренно задерживаясь внимание на других элементах (см список выше).

      Вы увидите, как перед вами «всплывает» полный объем!
      Обычно у меня это происходит через 3-5 секунд «всматривания».

      5. Чем лучше качество фотографии (например, контраст, резкость) и чем больше на ней элементов дающих сигналы объема мозгу, тем легче быстрее и выпуклее выглядит картинка.

      6. Все это прекрасно знали еще в Возрождение. Картины было принято скрывать за занавеской с дыркой, в которую глядели ОДНИМ ГЛАЗОМ.

    Потом искусство разглядывать картины было забыто. Я приемом пользуюсь постоянно, и очень люблю так «полетать» над какой-нибудь площадью начала века со множеством людей или по классическим фотографиям середины 20 века.

  5. #5 by greenkrokodilla on 06.09.2008 - 05:41

    Искусство видеть объем

    Интересно, да. но СОВЕРШЕННО НЕ НУЖНО.

    Дело в том, что создать сильное стереоскопическое представление плоской картины очень просто; люди помнили секрет в средние века/Возрождение, но позже почему-то о нем забыли.

    Вот объяснение.

      1. Ощущение стереоскопичности создает не один а много механизмов интерпретации изображения в мозгу.
      Так,
      избирательная резкость;
      линии, обозначающие перспективу (например, линии стен, крыш, дорога и тд.;
      заслонения одних предметов другими;
      освещение и тени
      и т.д.
      интерпретируются мозгом как обозначения обема.

      Однако когда рассматриваешь плоскую картину/фотографию обоими глазами, то все это убивается, перебивается более мощным сигналом смещения от двух глаз, оно кричит что лист плоский и заглушает все остальное.

      2. Следовательно, чтобы увидеть встроенный в картинкку объем надо устранить сигнал левог-правого глаза о смещении.

      3. Это вы делаете закрыв глаз (не давите) ладонью, так, чтобы в нем было совсем темно и не присутствовали отвлекающие сигналы, и продолжая рассматривать картинку естественно как прежде. Жмуриться чуть хуже, напряжение.

      4. Сначала с непривычки можно помочь мозгу проследив намеренно линии ведущие вдаль (крыши, дорогу) или намеренно задерживаясь внимание на других элементах (см список выше).

      Вы увидите, как перед вами «всплывает» полный объем!
      Обычно у меня это происходит через 3-5 секунд «всматривания».

      5. Чем лучше качество фотографии (например, контраст, резкость) и чем больше на ней элементов дающих сигналы объема мозгу, тем легче быстрее и выпуклее выглядит картинка.

      6. Все это прекрасно знали еще в Возрождение. Картины было принято скрывать за занавеской с дыркой, в которую глядели ОДНИМ ГЛАЗОМ.

    Потом искусство разглядывать картины было забыто. Я приемом пользуюсь постоянно, и очень люблю так «полетать» над какой-нибудь площадью начала века со множеством людей или по классическим фотографиям середины 20 века.

  6. #6 by greenkrokodilla on 06.09.2008 - 05:41

    Искусство видеть объем

    Интересно, да. но СОВЕРШЕННО НЕ НУЖНО.

    Дело в том, что создать сильное стереоскопическое представление плоской картины очень просто; люди помнили секрет в средние века/Возрождение, но позже почему-то о нем забыли.

    Вот объяснение.

      1. Ощущение стереоскопичности создает не один а много механизмов интерпретации изображения в мозгу.
      Так,
      избирательная резкость;
      линии, обозначающие перспективу (например, линии стен, крыш, дорога и тд.;
      заслонения одних предметов другими;
      освещение и тени
      и т.д.
      интерпретируются мозгом как обозначения обема.

      Однако когда рассматриваешь плоскую картину/фотографию обоими глазами, то все это убивается, перебивается более мощным сигналом смещения от двух глаз, оно кричит что лист плоский и заглушает все остальное.

      2. Следовательно, чтобы увидеть встроенный в картинкку объем надо устранить сигнал левог-правого глаза о смещении.

      3. Это вы делаете закрыв глаз (не давите) ладонью, так, чтобы в нем было совсем темно и не присутствовали отвлекающие сигналы, и продолжая рассматривать картинку естественно как прежде. Жмуриться чуть хуже, напряжение.

      4. Сначала с непривычки можно помочь мозгу проследив намеренно линии ведущие вдаль (крыши, дорогу) или намеренно задерживаясь внимание на других элементах (см список выше).

      Вы увидите, как перед вами «всплывает» полный объем!
      Обычно у меня это происходит через 3-5 секунд «всматривания».

      5. Чем лучше качество фотографии (например, контраст, резкость) и чем больше на ней элементов дающих сигналы объема мозгу, тем легче быстрее и выпуклее выглядит картинка.

      6. Все это прекрасно знали еще в Возрождение. Картины было принято скрывать за занавеской с дыркой, в которую глядели ОДНИМ ГЛАЗОМ.

    Потом искусство разглядывать картины было забыто. Я приемом пользуюсь постоянно, и очень люблю так «полетать» над какой-нибудь площадью начала века со множеством людей или по классическим фотографиям середины 20 века.

  7. #7 by borianm on 06.09.2008 - 05:50

    Всегда попадается масса таких картинок в поисках всякой старинной фотоинформации и очень жалко, что смотреть их не на чем… надо прикупить аппаратец. А кстате программ по сведению таких старинный изображений в стерео не попадалось?

    • #8 by Szhaman on 06.09.2008 - 05:53

      Нет — только ручками в фотошопе

    • #9 by leon_85 on 06.09.2008 - 12:18

      А можно и без аппарату, глаз пристрелямши. После чего спокойно рассматривать любые стереокартинки. 8)

      • #10 by Szhaman on 07.09.2008 - 01:05

        Да, у меня пару раз выходило

  8. #11 by borianm on 06.09.2008 - 05:50

    Всегда попадается масса таких картинок в поисках всякой старинной фотоинформации и очень жалко, что смотреть их не на чем… надо прикупить аппаратец. А кстате программ по сведению таких старинный изображений в стерео не попадалось?

    • #12 by Szhaman on 06.09.2008 - 05:53

      Нет — только ручками в фотошопе

    • #13 by leon_85 on 06.09.2008 - 12:18

      А можно и без аппарату, глаз пристрелямши. После чего спокойно рассматривать любые стереокартинки. 8)

      • #14 by Szhaman on 07.09.2008 - 01:05

        Да, у меня пару раз выходило

  9. #15 by borianm on 06.09.2008 - 05:50

    Всегда попадается масса таких картинок в поисках всякой старинной фотоинформации и очень жалко, что смотреть их не на чем… надо прикупить аппаратец. А кстате программ по сведению таких старинный изображений в стерео не попадалось?

    • #16 by Szhaman on 06.09.2008 - 05:53

      Нет — только ручками в фотошопе

    • #17 by leon_85 on 06.09.2008 - 12:18

      А можно и без аппарату, глаз пристрелямши. После чего спокойно рассматривать любые стереокартинки. 8)

      • #18 by Szhaman on 07.09.2008 - 01:05

        Да, у меня пару раз выходило

  10. #19 by 22sobaki on 06.09.2008 - 07:10

    Класс! Спасибо!

  11. #20 by 22sobaki on 06.09.2008 - 07:10

    Класс! Спасибо!

  12. #21 by 22sobaki on 06.09.2008 - 07:10

    Класс! Спасибо!

  13. #22 by vatsons on 06.09.2008 - 09:32

    Колоссальнейший пост! Благодаря Вам мой рабочий архив пополняется ценнейшим материалом. Поскольку одним из разделов курса «Криминалистическая техника» является «Судебная фотография», а полицейские следователи на месте происшествия скорее застрелятся, но не будут фотографировать, Ваши материалы — по истори фотодела — буду показывать им в качестве укора: вот де, козлы, полторы сотни лет назад люди уже снимали. А у вас (т.Козлов) руки из ж.растут!!!
    Короче — упали — отжались.
    С совершеннейшим почтением
    Vatsons.

    • #23 by Szhaman on 06.09.2008 - 20:42

      «Упали — отжались» — идеально средство 🙂

      Рад помочь :)))

      • #24 by vatsons on 07.09.2008 - 05:50

        Ваша помощь действительно неоценима!

  14. #25 by vatsons on 06.09.2008 - 09:32

    Колоссальнейший пост! Благодаря Вам мой рабочий архив пополняется ценнейшим материалом. Поскольку одним из разделов курса «Криминалистическая техника» является «Судебная фотография», а полицейские следователи на месте происшествия скорее застрелятся, но не будут фотографировать, Ваши материалы — по истори фотодела — буду показывать им в качестве укора: вот де, козлы, полторы сотни лет назад люди уже снимали. А у вас (т.Козлов) руки из ж.растут!!!
    Короче — упали — отжались.
    С совершеннейшим почтением
    Vatsons.

    • #26 by Szhaman on 06.09.2008 - 20:42

      «Упали — отжались» — идеально средство 🙂

      Рад помочь :)))

      • #27 by vatsons on 07.09.2008 - 05:50

        Ваша помощь действительно неоценима!

  15. #28 by vatsons on 06.09.2008 - 09:32

    Колоссальнейший пост! Благодаря Вам мой рабочий архив пополняется ценнейшим материалом. Поскольку одним из разделов курса «Криминалистическая техника» является «Судебная фотография», а полицейские следователи на месте происшествия скорее застрелятся, но не будут фотографировать, Ваши материалы — по истори фотодела — буду показывать им в качестве укора: вот де, козлы, полторы сотни лет назад люди уже снимали. А у вас (т.Козлов) руки из ж.растут!!!
    Короче — упали — отжались.
    С совершеннейшим почтением
    Vatsons.

    • #29 by Szhaman on 06.09.2008 - 20:42

      «Упали — отжались» — идеально средство 🙂

      Рад помочь :)))

      • #30 by vatsons on 07.09.2008 - 05:50

        Ваша помощь действительно неоценима!

  16. #31 by napobo3 on 06.09.2008 - 11:12

    потрясающе! только вчера видел стереоскоп на блошином рынке в Тель Авиве.
    За Фотошоп — отдельное спасибо.
    (послал Вам также офф-топик-камент и его стер — смотрите в почте)

  17. #33 by napobo3 on 06.09.2008 - 11:12

    потрясающе! только вчера видел стереоскоп на блошином рынке в Тель Авиве.
    За Фотошоп — отдельное спасибо.
    (послал Вам также офф-топик-камент и его стер — смотрите в почте)

  18. #35 by napobo3 on 06.09.2008 - 11:12

    потрясающе! только вчера видел стереоскоп на блошином рынке в Тель Авиве.
    За Фотошоп — отдельное спасибо.
    (послал Вам также офф-топик-камент и его стер — смотрите в почте)

  19. #37 by oj314 on 06.09.2008 - 13:39

    Решил переехать на blogspot?
    Почему?

    • #38 by Szhaman on 06.09.2008 - 20:35

      Тестирую пока.
      Взбесило появление рекламы и общие тенденции в ЖЖ.
      Посмотрим…

  20. #39 by oj314 on 06.09.2008 - 13:39

    Решил переехать на blogspot?
    Почему?

    • #40 by Szhaman on 06.09.2008 - 20:35

      Тестирую пока.
      Взбесило появление рекламы и общие тенденции в ЖЖ.
      Посмотрим…

  21. #41 by oj314 on 06.09.2008 - 13:39

    Решил переехать на blogspot?
    Почему?

    • #42 by Szhaman on 06.09.2008 - 20:35

      Тестирую пока.
      Взбесило появление рекламы и общие тенденции в ЖЖ.
      Посмотрим…

  22. #43 by nikolaj_s on 06.09.2008 - 14:04

    С видимым удовольствием:

    Спасибо за статью!

  23. #44 by nikolaj_s on 06.09.2008 - 14:04

    С видимым удовольствием:

    Спасибо за статью!

  24. #45 by nikolaj_s on 06.09.2008 - 14:04

    С видимым удовольствием:

    Спасибо за статью!

  25. #46 by napobo3 on 07.09.2008 - 08:23

    Понял, продолжаю искать.

  26. #47 by napobo3 on 07.09.2008 - 08:23

    Понял, продолжаю искать.

  27. #48 by napobo3 on 07.09.2008 - 08:23

    Понял, продолжаю искать.

  28. #49 by napobo3 on 07.09.2008 - 10:26

    А вот — редкий случай — когда стереоскоп можно увидеть на картинках стереопары.
    Солидные джентльмены пьют вино и закусывают, а на столе — стереоскоп. Цилиндры, котелки, на полу — пес, на стене — картина.

  29. #50 by napobo3 on 07.09.2008 - 10:26

    А вот — редкий случай — когда стереоскоп можно увидеть на картинках стереопары.
    Солидные джентльмены пьют вино и закусывают, а на столе — стереоскоп. Цилиндры, котелки, на полу — пес, на стене — картина.

  30. #51 by napobo3 on 07.09.2008 - 10:26

    А вот — редкий случай — когда стереоскоп можно увидеть на картинках стереопары.
    Солидные джентльмены пьют вино и закусывают, а на столе — стереоскоп. Цилиндры, котелки, на полу — пес, на стене — картина.

  31. #52 by ibicus_lj on 07.09.2008 - 14:53

    Оффтоп как обычно

    Взялся за фонетику польского. По словарю boisko — спортивная площадкаю А на сидюке диктор произносит как буи’ско, а не бо’йско? как мне хотелось бы 🙂

    • #53 by Szhaman on 07.09.2008 - 15:00

      Re: Оффтоп как обычно

      Фиг знает, несколько раз проговорил в слух — точно звучит как буи’ско. Но правильно — боИ’ско

      П.С Если бы говорили «бо’йско» — писали-бы «bojsko»

  32. #54 by ibicus_lj on 07.09.2008 - 14:53

    Оффтоп как обычно

    Взялся за фонетику польского. По словарю boisko — спортивная площадкаю А на сидюке диктор произносит как буи’ско, а не бо’йско? как мне хотелось бы 🙂

    • #55 by Szhaman on 07.09.2008 - 15:00

      Re: Оффтоп как обычно

      Фиг знает, несколько раз проговорил в слух — точно звучит как буи’ско. Но правильно — боИ’ско

      П.С Если бы говорили «бо’йско» — писали-бы «bojsko»

  33. #56 by ibicus_lj on 07.09.2008 - 14:53

    Оффтоп как обычно

    Взялся за фонетику польского. По словарю boisko — спортивная площадкаю А на сидюке диктор произносит как буи’ско, а не бо’йско? как мне хотелось бы 🙂

    • #57 by Szhaman on 07.09.2008 - 15:00

      Re: Оффтоп как обычно

      Фиг знает, несколько раз проговорил в слух — точно звучит как буи’ско. Но правильно — боИ’ско

      П.С Если бы говорили «бо’йско» — писали-бы «bojsko»

  34. #58 by oleg_west on 10.09.2008 - 13:13

    Интересно, спасибо 🙂

  35. #59 by oleg_west on 10.09.2008 - 13:13

    Интересно, спасибо 🙂

  36. #60 by oleg_west on 10.09.2008 - 13:13

    Интересно, спасибо 🙂

  37. #61 by smarinka on 12.09.2008 - 09:59

    А я почти таким стереоскопом, как на первой фотографии, в детстве лечила косоглазие, только картинки были сильно проще и не стерео, зато с элементами насилия и расчленёнки (кошка и хвостик, лев и клетка и тд), а суть та же — пытаться два изображения совместить в одно.
    Ну и конечно был стереоскоп со стереокартинками 🙂 куды делся?

  38. #62 by smarinka on 12.09.2008 - 09:59

    А я почти таким стереоскопом, как на первой фотографии, в детстве лечила косоглазие, только картинки были сильно проще и не стерео, зато с элементами насилия и расчленёнки (кошка и хвостик, лев и клетка и тд), а суть та же — пытаться два изображения совместить в одно.
    Ну и конечно был стереоскоп со стереокартинками 🙂 куды делся?

  39. #63 by smarinka on 12.09.2008 - 09:59

    А я почти таким стереоскопом, как на первой фотографии, в детстве лечила косоглазие, только картинки были сильно проще и не стерео, зато с элементами насилия и расчленёнки (кошка и хвостик, лев и клетка и тд), а суть та же — пытаться два изображения совместить в одно.
    Ну и конечно был стереоскоп со стереокартинками 🙂 куды делся?

  40. #64 by pustota1 on 15.09.2008 - 21:35

    Во втором (или даже первом) романтичном некогда польском городе, то есть во Львове в музее Львова стоит
    стереоскоп с огромной коллекцией фотографий из жизни города Львова.

  41. #65 by pustota1 on 15.09.2008 - 21:35

    Во втором (или даже первом) романтичном некогда польском городе, то есть во Львове в музее Львова стоит
    стереоскоп с огромной коллекцией фотографий из жизни города Львова.

  42. #66 by pustota1 on 15.09.2008 - 21:35

    Во втором (или даже первом) романтичном некогда польском городе, то есть во Львове в музее Львова стоит
    стереоскоп с огромной коллекцией фотографий из жизни города Львова.

  43. #67 by anvarja on 26.09.2008 - 15:31

    Спасибо, замечательно.
    Мой приятель когда-то занимался стереоскопами; он говорил, что в одной из европейских столиц (где, не помню) их было продано чуть ли не 80% жителей города.

  44. #68 by anvarja on 26.09.2008 - 15:31

    Спасибо, замечательно.
    Мой приятель когда-то занимался стереоскопами; он говорил, что в одной из европейских столиц (где, не помню) их было продано чуть ли не 80% жителей города.

  45. #69 by anvarja on 26.09.2008 - 15:31

    Спасибо, замечательно.
    Мой приятель когда-то занимался стереоскопами; он говорил, что в одной из европейских столиц (где, не помню) их было продано чуть ли не 80% жителей города.

Это не обсуждается.