Памятник графу М. Н. Муравьеву в Вильне



Памятник графу М. Н. Муравьеву.

Мысль о создании памятника графу М. Н. Муравьеву возникла в 1889 году, при Генерал-губернаторе И. С. Каханове. Мысль эта была Высочайше одобрена.7 марта 1891 года и тогда же была открыта подписка для повсеместного сбора пожертвований на памятник. Подписка шла очень успешно и скоро достигла суммы в 59464 рубля. Комитет по постройке памятника, приступая к выполнению своей задачи, поручил разработку проекта местным художникам - академику И. II. Трутневу и В. В. Грязнову, поставив условием, чтобы в основу проекта вошла давно уже сделанная художником Чижовым статуэтка, изображающая графа Михаила Николаевича во весь рост.

Представленный В. В. Грязновым проект был одобрен Государем Императором 12 февраля 1890 года, и тогда же выбрано было Комитетом место для памятника на Дворцовой, ныне Муравьевской, площади. В этом же году были отданы работы по сооружению памятника следующим лицам: академику Чижову изготовление статуи за 1300 рублей; фирме „Коссъ и Дюръ" заготовление гранитных частей; купцу Пименову устройство фундамента за 7000 руб.
После надлежащего исследования места для памятника, приступлено было к устройству фундамента. Произведена была забивка свай в количестве 100 штук, поверх которых уложен слой бетона, толщиною в 1/2 сажени. 3 октября 1897 года происходила торжественная закладка памятника, в присутствия многих высокопоставленных лиц местных и приезжих. Летом 1898 года началась доставка частей памятника, а 20 июля прибыли в Вильну последние камни, в числе которых находился и громадный монолит пьедестала, весом в 1200 пудов. Доставка этого монолита с железной дороги была произведена на катках, солдатами, назначенными по распоряжению Командующего войсками Виленского военного округа. Красивую картину представляло это торжественное шествие каменного великана. Окруженный громадной толпой зрителей, он плавно катился по. длинному пути до Дворцовой площади. Шествие это продолжалось в течение двух дней, по утрам, чтобы не останавливать надолго уличного движения. В августе 1898 года все части памятника были доставлены, уставлены на местах и закреплены. Стоимость всех работ по сооружению памятника исчисляется в 42033 руб.
8 ноября 1898 года памятник торжественно открыт и освящен.

Основанием этого памятника служат две широкие гранитные ступени. Высокий четырехугольный гранитный пьедестал составляет подножие бронзовой статуи. На лицевой стороне пьедестала прикреплен герб рода Муравьевых, с девизом: „Не посрамим земли Русской". Под гербом надпись: Граф М. Н. Муравьев 1863-1865, На правой стороне: Родился в 1796 году. На левой стороне: Скончался 1866 года.
На задней стороне пьедестала карта Северо-западного края.
Статуя изображает гр. М. Н. Муравьева во весь рост, в генеральском сюртуке, с непокрытой головой; он стоит, опираясь правою рукою на палку, с которой никогда не расставался (вследствие полученной под Бородино раны в ногу), а левая лежит на эфесе сабли.
Памятник весьма величествен и очень удачно передает все характерные очертания его фигуры и типичные черты лица. Он окружен изящною железною решеткою, вокруг которой по углам четыре канделябра.

готовые фирмы

  1. #1 by hydrocianid on 19.03.2006 - 18:17

    А ведь есть ещё один памятник Михаилу Николаевичу в Вильне, стоит и здравствует назло всяким коньюктурщикам от истории.

  2. #2 by hydrocianid on 19.03.2006 - 18:17

    А ведь есть ещё один памятник Михаилу Николаевичу в Вильне, стоит и здравствует назло всяким коньюктурщикам от истории.

  3. #3 by hydrocianid on 19.03.2006 - 18:17

    А ведь есть ещё один памятник Михаилу Николаевичу в Вильне, стоит и здравствует назло всяким коньюктурщикам от истории.

  4. #4 by gedas on 20.03.2006 - 16:16

    Мне, вот, интересна одна деталь памятника: почему его поставили боком по отношению к дворцу генералгубернатора?
    И — очень интересная информация от hydrocianida — можно узнать где этот памятник, потому, что как то трудно поверить.

    • #5 by hydrocianid on 20.03.2006 - 20:01

      Памятник есть и находится в самой Вильне. Кому надо и кому он дорог — знают где он есть 😉
      Я лично нехочу, да и недопущу, чтобы там появился общественный нужник, наподобие того что сделали в XX-XXI веках с часовней Александра Невского построенной в память павших рассейских солдат при подавлении бунта 1863-64 годов на Егорьевском проспекте.

      • #6 by gedas on 20.03.2006 - 20:56

        Ясненько.

        Нужники на месте памятников строить нельзя конечно, но русские в Вильнюссе, да и во всей Литве насчет памятников тоже никогда нестеснялись… Каждое действие рано или поздно встречает противодействие.

        • #7 by Szhaman on 20.03.2006 - 21:06

          Понимаешь — мне как поляку и шляхтичу, он тоже несимпатичен.
          Но люди, разрушающие ЛЮБЫЕ памятники, мне еще более несимпатичны

          • #8 by gedas on 20.03.2006 - 21:31

            Ну, в этом я с вами полностью согласен.

        • #9 by hydrocianid on 21.03.2006 - 10:29

          Одна важная вещь, очень часто между советским режимом и русскими делают знак равенства, а по сути это абсолютно разные вещи.
          Просьба привести примеры касаемо Российской Империи и её политики относительно памятников. А совдепия … что от неё хотеть — ничего святого, она ниодному народу непринесла ничего хорошего.
          А насчёт русских могу сказать одно, мы несём свой крест за предательство нашими предками в 1917 году, общественного договора 1613 года, кто историю знает тот поймёт.

          • #10 by gedas on 21.03.2006 - 22:55

            Знака равенства неделаю, но насчет древних памятников Российская империя тоже не очень то стеснялось — специально этим не интересовался, но уж те же самые ворота Вилнюсской оборонной стены, кроме Ausros vartu, все поснесли, нижний замок — тоже. А сколько моностырей и католических церквей было уничтожено — к началу XX века в Литве лишь 5 нетронутых монастырей остались.
            Так что нецаскалась царская власть с памятниками чужого края.

            • #11 by krv4 on 24.03.2006 - 14:29

              Царское правительство не считало Вильну чужим краем, а напротив — исконно русским. Почитайте путеводители того времени. Собирались и издавались архивные документы, большинство из которых до объединения с Польшей были на «руском» языке. Так 20-й том «Актов археографической комиссии» посвящен нашему городу. Город расширялся и кое-что сносилось, но кое-что и восстанавливалось. Да, была цель: придать городу, как считалось, исконный русский вид. Но посмотрите картину Комаровского «Спасские ворота» и Вы поймёте, что именно таким и был вид города в 16 веке, когда и появились эти ворота рядом с ныне несуществующей спасской церковью. Картину можно увидеть и переснять (одна надежда на Шамана)в книге:

              Drėma, Vladas Dingęs Vilnius Vilnius : Vaga, 1991

              Древние русские церкви появились здесь в первой половине 14 века. К концу 16 века их было уже около 20, в 2 раза больше, чем католических из «немецкого города». Многие из церквей были деревянные и сгорели в пожарах, но многие каменные после многочисленных перестроек дожили до 19 века, когда и были восстановлены по приказу того самого М. Н. Муравьёва. Некоторые превратились в жилые дома. Если вы такой большой знаток историии города, то ответьте на вопрос: как называлась вот эта церковь, которая сечас переоборудована в жилой дом (вид спереди и сбоку). Сбоку древние готические церковные стены специально незаштукатурены. Кстати, там внутри имеется современное захоронение, куда собраны все найденные в археологических раскопках кости из бывших цментарей (с 15 века) так называемого «руского города» (начиная от современной Литерату и до Острой брамы).

              Имеется у меня давняя мечта: переснять карту с местоположением древних виленских церквей из книги:
              Памятники русской старины в Западных губерниях Империи / издаваемые П.Н. Батюшковым, т. 5

              Вся надежда на Шамана и его фотоаппарат. Вот это действительно «Дингес Вильнюс».

  5. #12 by gedas on 20.03.2006 - 16:16

    Мне, вот, интересна одна деталь памятника: почему его поставили боком по отношению к дворцу генералгубернатора?
    И — очень интересная информация от hydrocianida — можно узнать где этот памятник, потому, что как то трудно поверить.

    • #13 by hydrocianid on 20.03.2006 - 20:01

      Памятник есть и находится в самой Вильне. Кому надо и кому он дорог — знают где он есть 😉
      Я лично нехочу, да и недопущу, чтобы там появился общественный нужник, наподобие того что сделали в XX-XXI веках с часовней Александра Невского построенной в память павших рассейских солдат при подавлении бунта 1863-64 годов на Егорьевском проспекте.

      • #14 by gedas on 20.03.2006 - 20:56

        Ясненько.

        Нужники на месте памятников строить нельзя конечно, но русские в Вильнюссе, да и во всей Литве насчет памятников тоже никогда нестеснялись… Каждое действие рано или поздно встречает противодействие.

        • #15 by Szhaman on 20.03.2006 - 21:06

          Понимаешь — мне как поляку и шляхтичу, он тоже несимпатичен.
          Но люди, разрушающие ЛЮБЫЕ памятники, мне еще более несимпатичны

          • #16 by gedas on 20.03.2006 - 21:31

            Ну, в этом я с вами полностью согласен.

        • #17 by hydrocianid on 21.03.2006 - 10:29

          Одна важная вещь, очень часто между советским режимом и русскими делают знак равенства, а по сути это абсолютно разные вещи.
          Просьба привести примеры касаемо Российской Империи и её политики относительно памятников. А совдепия … что от неё хотеть — ничего святого, она ниодному народу непринесла ничего хорошего.
          А насчёт русских могу сказать одно, мы несём свой крест за предательство нашими предками в 1917 году, общественного договора 1613 года, кто историю знает тот поймёт.

          • #18 by gedas on 21.03.2006 - 22:55

            Знака равенства неделаю, но насчет древних памятников Российская империя тоже не очень то стеснялось — специально этим не интересовался, но уж те же самые ворота Вилнюсской оборонной стены, кроме Ausros vartu, все поснесли, нижний замок — тоже. А сколько моностырей и католических церквей было уничтожено — к началу XX века в Литве лишь 5 нетронутых монастырей остались.
            Так что нецаскалась царская власть с памятниками чужого края.

            • #19 by krv4 on 24.03.2006 - 14:29

              Царское правительство не считало Вильну чужим краем, а напротив — исконно русским. Почитайте путеводители того времени. Собирались и издавались архивные документы, большинство из которых до объединения с Польшей были на «руском» языке. Так 20-й том «Актов археографической комиссии» посвящен нашему городу. Город расширялся и кое-что сносилось, но кое-что и восстанавливалось. Да, была цель: придать городу, как считалось, исконный русский вид. Но посмотрите картину Комаровского «Спасские ворота» и Вы поймёте, что именно таким и был вид города в 16 веке, когда и появились эти ворота рядом с ныне несуществующей спасской церковью. Картину можно увидеть и переснять (одна надежда на Шамана)в книге:

              Drėma, Vladas Dingęs Vilnius Vilnius : Vaga, 1991

              Древние русские церкви появились здесь в первой половине 14 века. К концу 16 века их было уже около 20, в 2 раза больше, чем католических из «немецкого города». Многие из церквей были деревянные и сгорели в пожарах, но многие каменные после многочисленных перестроек дожили до 19 века, когда и были восстановлены по приказу того самого М. Н. Муравьёва. Некоторые превратились в жилые дома. Если вы такой большой знаток историии города, то ответьте на вопрос: как называлась вот эта церковь, которая сечас переоборудована в жилой дом (вид спереди и сбоку). Сбоку древние готические церковные стены специально незаштукатурены. Кстати, там внутри имеется современное захоронение, куда собраны все найденные в археологических раскопках кости из бывших цментарей (с 15 века) так называемого «руского города» (начиная от современной Литерату и до Острой брамы).

              Имеется у меня давняя мечта: переснять карту с местоположением древних виленских церквей из книги:
              Памятники русской старины в Западных губерниях Империи / издаваемые П.Н. Батюшковым, т. 5

              Вся надежда на Шамана и его фотоаппарат. Вот это действительно «Дингес Вильнюс».

  6. #20 by gedas on 20.03.2006 - 16:16

    Мне, вот, интересна одна деталь памятника: почему его поставили боком по отношению к дворцу генералгубернатора?
    И — очень интересная информация от hydrocianida — можно узнать где этот памятник, потому, что как то трудно поверить.

    • #21 by hydrocianid on 20.03.2006 - 20:01

      Памятник есть и находится в самой Вильне. Кому надо и кому он дорог — знают где он есть 😉
      Я лично нехочу, да и недопущу, чтобы там появился общественный нужник, наподобие того что сделали в XX-XXI веках с часовней Александра Невского построенной в память павших рассейских солдат при подавлении бунта 1863-64 годов на Егорьевском проспекте.

      • #22 by gedas on 20.03.2006 - 20:56

        Ясненько.

        Нужники на месте памятников строить нельзя конечно, но русские в Вильнюссе, да и во всей Литве насчет памятников тоже никогда нестеснялись… Каждое действие рано или поздно встречает противодействие.

        • #23 by Szhaman on 20.03.2006 - 21:06

          Понимаешь — мне как поляку и шляхтичу, он тоже несимпатичен.
          Но люди, разрушающие ЛЮБЫЕ памятники, мне еще более несимпатичны

          • #24 by gedas on 20.03.2006 - 21:31

            Ну, в этом я с вами полностью согласен.

        • #25 by hydrocianid on 21.03.2006 - 10:29

          Одна важная вещь, очень часто между советским режимом и русскими делают знак равенства, а по сути это абсолютно разные вещи.
          Просьба привести примеры касаемо Российской Империи и её политики относительно памятников. А совдепия … что от неё хотеть — ничего святого, она ниодному народу непринесла ничего хорошего.
          А насчёт русских могу сказать одно, мы несём свой крест за предательство нашими предками в 1917 году, общественного договора 1613 года, кто историю знает тот поймёт.

          • #26 by gedas on 21.03.2006 - 22:55

            Знака равенства неделаю, но насчет древних памятников Российская империя тоже не очень то стеснялось — специально этим не интересовался, но уж те же самые ворота Вилнюсской оборонной стены, кроме Ausros vartu, все поснесли, нижний замок — тоже. А сколько моностырей и католических церквей было уничтожено — к началу XX века в Литве лишь 5 нетронутых монастырей остались.
            Так что нецаскалась царская власть с памятниками чужого края.

            • #27 by krv4 on 24.03.2006 - 14:29

              Царское правительство не считало Вильну чужим краем, а напротив — исконно русским. Почитайте путеводители того времени. Собирались и издавались архивные документы, большинство из которых до объединения с Польшей были на «руском» языке. Так 20-й том «Актов археографической комиссии» посвящен нашему городу. Город расширялся и кое-что сносилось, но кое-что и восстанавливалось. Да, была цель: придать городу, как считалось, исконный русский вид. Но посмотрите картину Комаровского «Спасские ворота» и Вы поймёте, что именно таким и был вид города в 16 веке, когда и появились эти ворота рядом с ныне несуществующей спасской церковью. Картину можно увидеть и переснять (одна надежда на Шамана)в книге:

              Drėma, Vladas Dingęs Vilnius Vilnius : Vaga, 1991

              Древние русские церкви появились здесь в первой половине 14 века. К концу 16 века их было уже около 20, в 2 раза больше, чем католических из «немецкого города». Многие из церквей были деревянные и сгорели в пожарах, но многие каменные после многочисленных перестроек дожили до 19 века, когда и были восстановлены по приказу того самого М. Н. Муравьёва. Некоторые превратились в жилые дома. Если вы такой большой знаток историии города, то ответьте на вопрос: как называлась вот эта церковь, которая сечас переоборудована в жилой дом (вид спереди и сбоку). Сбоку древние готические церковные стены специально незаштукатурены. Кстати, там внутри имеется современное захоронение, куда собраны все найденные в археологических раскопках кости из бывших цментарей (с 15 века) так называемого «руского города» (начиная от современной Литерату и до Острой брамы).

              Имеется у меня давняя мечта: переснять карту с местоположением древних виленских церквей из книги:
              Памятники русской старины в Западных губерниях Империи / издаваемые П.Н. Батюшковым, т. 5

              Вся надежда на Шамана и его фотоаппарат. Вот это действительно «Дингес Вильнюс».

  7. #28 by krv4 on 24.03.2006 - 14:41

    Из Муравьёва создали какого-то монстра. А он всего лишь будучи генерал-губернатором усмирил бунт, приказав повесить три десятка бунтовщиков, избежав при этом более многочисленных смертей, если бы восстание продолжалось. Бог ему судья. Только в межвоенный период польские власти переименовали ту самую площать, где когда-то стоял памятник «кровавого монстра», и назвали именем Наполеона, который погубил жизни сотен тысяч европейцев разных национальностей. Во Франции никто не комплексует по этому поводу, он там национальный герой.

  8. #29 by krv4 on 24.03.2006 - 14:41

    Из Муравьёва создали какого-то монстра. А он всего лишь будучи генерал-губернатором усмирил бунт, приказав повесить три десятка бунтовщиков, избежав при этом более многочисленных смертей, если бы восстание продолжалось. Бог ему судья. Только в межвоенный период польские власти переименовали ту самую площать, где когда-то стоял памятник «кровавого монстра», и назвали именем Наполеона, который погубил жизни сотен тысяч европейцев разных национальностей. Во Франции никто не комплексует по этому поводу, он там национальный герой.

  9. #30 by krv4 on 24.03.2006 - 14:41

    Из Муравьёва создали какого-то монстра. А он всего лишь будучи генерал-губернатором усмирил бунт, приказав повесить три десятка бунтовщиков, избежав при этом более многочисленных смертей, если бы восстание продолжалось. Бог ему судья. Только в межвоенный период польские власти переименовали ту самую площать, где когда-то стоял памятник «кровавого монстра», и назвали именем Наполеона, который погубил жизни сотен тысяч европейцев разных национальностей. Во Франции никто не комплексует по этому поводу, он там национальный герой.

Это не обсуждается.