Почетный караул


Гляньте какая колоритная фотография мне попалась. Почетный караул у сердца Пилсудского

 

Сердце Пилсудского было отдельно погребено в могиле его матери на кладбище Росса в г. Вильне. Тело же после политико-религиозных перипетий было похоронено в королевской усыпальнице Вавеля (г. Краков)

Про этот почетный караул есть даже одна исключительно душещипательная виленская городская  легенда:

"Мол, в 1939, когда русские варвары оккупировали наш польский город Вильно, у гроба с сердцем любимого вождя Пилсудского стоял почетный караул. Караульные стояли не шелохнувшись, несмотря на приближающуюся канонаду. Не дрогнул караул и тогда, когда дикие монголоиды подъехали на танке к самому кладбищу. Так и упали они, сраженные очередью советского танкового пулемета, но не покинувшие свой пост. Проходят годы, но так и лежат те караульные у могилы своего любимого вождя на вечном посту - теперь уже похороненные там!

Их могилы - теперь рядышком с плитой, под которой похоронено сердце Пилсудского. Летят самолеты, плывут корабли... Ну и так далее, по всем канонам."

На самом деле все было немного не так. Но кого это волнует? 😉

женские платья

  1. #1 by tranceriver on 04.01.2011 - 12:30

    Прям исторический анекдот

  2. #2 by tranceriver on 04.01.2011 - 12:30

    Прям исторический анекдот

  3. #3 by langenberg on 04.01.2011 - 13:19

    а что у них за винтовки?

  4. #4 by langenberg on 04.01.2011 - 13:19

    а что у них за винтовки?

  5. #5 by langenberg on 04.01.2011 - 13:19

    а что у них за винтовки?

  6. #6 by stary_kresowiak on 04.01.2011 - 15:35

    Первый раз вижу фотографию довоенного польского почётного караула у плиты MATKA I SERCE SYNA. Спасибо. Плита без нынешних выщербин, оставшихся со времён войны. С интересом прочитал также ссылку. В частности, понравилось определение хуторские, уж прости меня, конечно, Господи. Я этой легенды не слышал совсем, хотя с разными по мировозрениям, симпатиям и антипатиям вильнянами — как в Вильно, так и далеко от него — доводилось общаться на своём веку.

    Как некое продолжение-дополнение — уже на следующий день после передачи Вильно Литовской Республике в конце октября 1939 года у плиты встал почётный караул войск Литовской Республики. В числе часовых был Чесловас Пятраускас, уроженец окрестностей Поневежа. Попав в 1940 году за Урал, он, более-менее владея польским, зимой 1941-1942 года вступил в формирующуюся польскую армию генерала Владислава Андерса, прошёл с нею путь до Ближнего Востока, там из-за несчастного случая с пулемётом стал нестроевым, а после войны оказался в австралийском Перте. Историю эту я слышал от человека, беседовавшим с господином Пятраускасам в Перте лично.

  7. #7 by stary_kresowiak on 04.01.2011 - 15:35

    Первый раз вижу фотографию довоенного польского почётного караула у плиты MATKA I SERCE SYNA. Спасибо. Плита без нынешних выщербин, оставшихся со времён войны. С интересом прочитал также ссылку. В частности, понравилось определение хуторские, уж прости меня, конечно, Господи. Я этой легенды не слышал совсем, хотя с разными по мировозрениям, симпатиям и антипатиям вильнянами — как в Вильно, так и далеко от него — доводилось общаться на своём веку.

    Как некое продолжение-дополнение — уже на следующий день после передачи Вильно Литовской Республике в конце октября 1939 года у плиты встал почётный караул войск Литовской Республики. В числе часовых был Чесловас Пятраускас, уроженец окрестностей Поневежа. Попав в 1940 году за Урал, он, более-менее владея польским, зимой 1941-1942 года вступил в формирующуюся польскую армию генерала Владислава Андерса, прошёл с нею путь до Ближнего Востока, там из-за несчастного случая с пулемётом стал нестроевым, а после войны оказался в австралийском Перте. Историю эту я слышал от человека, беседовавшим с господином Пятраускасам в Перте лично.

  8. #8 by stary_kresowiak on 04.01.2011 - 15:35

    Первый раз вижу фотографию довоенного польского почётного караула у плиты MATKA I SERCE SYNA. Спасибо. Плита без нынешних выщербин, оставшихся со времён войны. С интересом прочитал также ссылку. В частности, понравилось определение хуторские, уж прости меня, конечно, Господи. Я этой легенды не слышал совсем, хотя с разными по мировозрениям, симпатиям и антипатиям вильнянами — как в Вильно, так и далеко от него — доводилось общаться на своём веку.

    Как некое продолжение-дополнение — уже на следующий день после передачи Вильно Литовской Республике в конце октября 1939 года у плиты встал почётный караул войск Литовской Республики. В числе часовых был Чесловас Пятраускас, уроженец окрестностей Поневежа. Попав в 1940 году за Урал, он, более-менее владея польским, зимой 1941-1942 года вступил в формирующуюся польскую армию генерала Владислава Андерса, прошёл с нею путь до Ближнего Востока, там из-за несчастного случая с пулемётом стал нестроевым, а после войны оказался в австралийском Перте. Историю эту я слышал от человека, беседовавшим с господином Пятраускасам в Перте лично.

  9. #9 by morus2 on 04.01.2011 - 17:24

    …..не понимаю издёвки по этому поводу, особенно от вильнюсского поляка?! я сам не грешу безоговорочным одобрением всего (мягко, очень мягко говоря), что «польское», особенно сегодняшнего «польского».
    Но зубоскальство (проглядывающее), на тему погибших в войне, «открывание глаз» на «легенды»….как то не очень…
    Тогда, похороны Маршалка в Вавеле сопровождались политическими дебатами, и теперь, очередные, тоже… Но уже тогда это была и осталась История, а сегодня — фарс. Из Качинского не сделаешь легенды, сколько не тужся.
    А Пилсудский стал. Хоть и не особо старался.
    И если это легенда, то не самая плохая. История вся состоит из легенд. Особенно русская. И я ничего в этом страшного не вижу. Если убрать «монголоидов», явно приписаных автором, для пущего ёру, то это могло бы быть вполне в контексте военного взаимоуважения долга.
    Солдат, оставшийся в безнадёжной ситуации, но не убежавший, всегда будил уважение у противника.
    Не знаю о «монголоидах», но по крайней мере, у европейских.
    Степень объективности исторической реальности, обсуждаемая на таком уровне и в таком ключе…хм?!
    Я, своим детям, перескажу именно эту легенду.

    • #10 by Анонимно on 06.01.2011 - 17:55

      ну может более компетентное мнение

      Czesław Grzelak jest autorem książki o obronie Wilna w 1939 roku. Według niego sprawa walk w okolicy cmentarza Rossa (i warty przy mauzoleum) przedstawiała się mniej więcej w ten sposób:

      Warta honorowa przy mauzoleum została zdjęta 13 września. Pełnili ją wówczas żołnierze z jednego z pułków 1 dywizji. W tym dniu ostatnie pododdziały marszowe tej jednostki opuszczały Wilno w kierunku Rumunii. Od 13 września symboliczną wartę honorową przy grobie przejęli członkowie młodzieżowego ochotniczego oddziału z Przysposobienia Obronnego i harcerze (prawdopodobnie pełnili ją na zmianę). Stały one do 18 września gdy późnym wieczorem otrzymali rozkaz opuszczenia rejonu cmentarza gdyż stanowiska obronne ustawiła tam część batalionu KOP «Troki», który przybył do Wilna. Stanowiska te znajdowały się między ulicą Rossa a ulicą Beliny. Wieczorem nawiązano walkę z oddziałami radzieckiej 6 Brygady Pancernej (była strzelanina, której ślady pozostały do dzisiaj na niektórych nagrobkach cmentarza wojskowego i między innymi ślad od kuli lub odłamka na czarnej płycie mauzoleum Matki i Serca Marszałka: dop.walles). Czołgi wycofały się po północy, a potem nad ranem 19 września znalazły się od strony północnej (ulica Bazyliańska, Piwna, Rossa). Wobec tego punkty oporu przy cmentarzu znalazły się w okrążeniu i ich dowódca major Krassowski wydał rozkaz o przerwaniu obrony, opuszczenia stanowisk i wycofaniu się «na własną rękę», aby ratować życie w sytuacji beznadziejnej. Kapral Wincenty Salwiński oraz szer.Wacław Sawicki i szer.Piotr Stachirowicz byli żołnierzami owego Batalionu KOP «Troki» i zginęli na stanowiskach obronnych a nie pełniąc wartę.
      Mimo to groby obrosły przez wiele lat legendą (w czasach gdy nie można było o tym pisać) — i jest ona powtarzana do dzisiaj przez wielu Przewodników po Wilnie, stąd przekonanie ludzi, że jest ona prawdziwa. Jerzy Romanowicz napisał: Zapewne wilnianie skojarzyli trójkę poległych z wartownikami także dlatego, że wartę honorową przy grobowcu serca Marszałka pełnili zawsze podoficer i dwóch żołnierzy. (Tezę, że polegli byli wartownicy spod mauzoleum Piłsudskiego, obalił dr Piotr Cichoracki z Instytutu Historii Uniwersytetu Wrocławskiego. On również potwierdził, że ostatnia warta złożona z młodzieży Przysposobienia Wojskowego — została zdjęta rozkazem z posterunku wieczorem 18 września 1939 roku).

  10. #11 by morus2 on 04.01.2011 - 17:24

    …..не понимаю издёвки по этому поводу, особенно от вильнюсского поляка?! я сам не грешу безоговорочным одобрением всего (мягко, очень мягко говоря), что «польское», особенно сегодняшнего «польского».
    Но зубоскальство (проглядывающее), на тему погибших в войне, «открывание глаз» на «легенды»….как то не очень…
    Тогда, похороны Маршалка в Вавеле сопровождались политическими дебатами, и теперь, очередные, тоже… Но уже тогда это была и осталась История, а сегодня — фарс. Из Качинского не сделаешь легенды, сколько не тужся.
    А Пилсудский стал. Хоть и не особо старался.
    И если это легенда, то не самая плохая. История вся состоит из легенд. Особенно русская. И я ничего в этом страшного не вижу. Если убрать «монголоидов», явно приписаных автором, для пущего ёру, то это могло бы быть вполне в контексте военного взаимоуважения долга.
    Солдат, оставшийся в безнадёжной ситуации, но не убежавший, всегда будил уважение у противника.
    Не знаю о «монголоидах», но по крайней мере, у европейских.
    Степень объективности исторической реальности, обсуждаемая на таком уровне и в таком ключе…хм?!
    Я, своим детям, перескажу именно эту легенду.

    • #12 by Анонимно on 06.01.2011 - 17:55

      ну может более компетентное мнение

      Czesław Grzelak jest autorem książki o obronie Wilna w 1939 roku. Według niego sprawa walk w okolicy cmentarza Rossa (i warty przy mauzoleum) przedstawiała się mniej więcej w ten sposób:

      Warta honorowa przy mauzoleum została zdjęta 13 września. Pełnili ją wówczas żołnierze z jednego z pułków 1 dywizji. W tym dniu ostatnie pododdziały marszowe tej jednostki opuszczały Wilno w kierunku Rumunii. Od 13 września symboliczną wartę honorową przy grobie przejęli członkowie młodzieżowego ochotniczego oddziału z Przysposobienia Obronnego i harcerze (prawdopodobnie pełnili ją na zmianę). Stały one do 18 września gdy późnym wieczorem otrzymali rozkaz opuszczenia rejonu cmentarza gdyż stanowiska obronne ustawiła tam część batalionu KOP «Troki», który przybył do Wilna. Stanowiska te znajdowały się między ulicą Rossa a ulicą Beliny. Wieczorem nawiązano walkę z oddziałami radzieckiej 6 Brygady Pancernej (była strzelanina, której ślady pozostały do dzisiaj na niektórych nagrobkach cmentarza wojskowego i między innymi ślad od kuli lub odłamka na czarnej płycie mauzoleum Matki i Serca Marszałka: dop.walles). Czołgi wycofały się po północy, a potem nad ranem 19 września znalazły się od strony północnej (ulica Bazyliańska, Piwna, Rossa). Wobec tego punkty oporu przy cmentarzu znalazły się w okrążeniu i ich dowódca major Krassowski wydał rozkaz o przerwaniu obrony, opuszczenia stanowisk i wycofaniu się «na własną rękę», aby ratować życie w sytuacji beznadziejnej. Kapral Wincenty Salwiński oraz szer.Wacław Sawicki i szer.Piotr Stachirowicz byli żołnierzami owego Batalionu KOP «Troki» i zginęli na stanowiskach obronnych a nie pełniąc wartę.
      Mimo to groby obrosły przez wiele lat legendą (w czasach gdy nie można było o tym pisać) — i jest ona powtarzana do dzisiaj przez wielu Przewodników po Wilnie, stąd przekonanie ludzi, że jest ona prawdziwa. Jerzy Romanowicz napisał: Zapewne wilnianie skojarzyli trójkę poległych z wartownikami także dlatego, że wartę honorową przy grobowcu serca Marszałka pełnili zawsze podoficer i dwóch żołnierzy. (Tezę, że polegli byli wartownicy spod mauzoleum Piłsudskiego, obalił dr Piotr Cichoracki z Instytutu Historii Uniwersytetu Wrocławskiego. On również potwierdził, że ostatnia warta złożona z młodzieży Przysposobienia Wojskowego — została zdjęta rozkazem z posterunku wieczorem 18 września 1939 roku).

  11. #13 by morus2 on 04.01.2011 - 17:24

    …..не понимаю издёвки по этому поводу, особенно от вильнюсского поляка?! я сам не грешу безоговорочным одобрением всего (мягко, очень мягко говоря), что «польское», особенно сегодняшнего «польского».
    Но зубоскальство (проглядывающее), на тему погибших в войне, «открывание глаз» на «легенды»….как то не очень…
    Тогда, похороны Маршалка в Вавеле сопровождались политическими дебатами, и теперь, очередные, тоже… Но уже тогда это была и осталась История, а сегодня — фарс. Из Качинского не сделаешь легенды, сколько не тужся.
    А Пилсудский стал. Хоть и не особо старался.
    И если это легенда, то не самая плохая. История вся состоит из легенд. Особенно русская. И я ничего в этом страшного не вижу. Если убрать «монголоидов», явно приписаных автором, для пущего ёру, то это могло бы быть вполне в контексте военного взаимоуважения долга.
    Солдат, оставшийся в безнадёжной ситуации, но не убежавший, всегда будил уважение у противника.
    Не знаю о «монголоидах», но по крайней мере, у европейских.
    Степень объективности исторической реальности, обсуждаемая на таком уровне и в таком ключе…хм?!
    Я, своим детям, перескажу именно эту легенду.

    • #14 by Анонимно on 06.01.2011 - 17:55

      ну может более компетентное мнение

      Czesław Grzelak jest autorem książki o obronie Wilna w 1939 roku. Według niego sprawa walk w okolicy cmentarza Rossa (i warty przy mauzoleum) przedstawiała się mniej więcej w ten sposób:

      Warta honorowa przy mauzoleum została zdjęta 13 września. Pełnili ją wówczas żołnierze z jednego z pułków 1 dywizji. W tym dniu ostatnie pododdziały marszowe tej jednostki opuszczały Wilno w kierunku Rumunii. Od 13 września symboliczną wartę honorową przy grobie przejęli członkowie młodzieżowego ochotniczego oddziału z Przysposobienia Obronnego i harcerze (prawdopodobnie pełnili ją na zmianę). Stały one do 18 września gdy późnym wieczorem otrzymali rozkaz opuszczenia rejonu cmentarza gdyż stanowiska obronne ustawiła tam część batalionu KOP «Troki», który przybył do Wilna. Stanowiska te znajdowały się między ulicą Rossa a ulicą Beliny. Wieczorem nawiązano walkę z oddziałami radzieckiej 6 Brygady Pancernej (była strzelanina, której ślady pozostały do dzisiaj na niektórych nagrobkach cmentarza wojskowego i między innymi ślad od kuli lub odłamka na czarnej płycie mauzoleum Matki i Serca Marszałka: dop.walles). Czołgi wycofały się po północy, a potem nad ranem 19 września znalazły się od strony północnej (ulica Bazyliańska, Piwna, Rossa). Wobec tego punkty oporu przy cmentarzu znalazły się w okrążeniu i ich dowódca major Krassowski wydał rozkaz o przerwaniu obrony, opuszczenia stanowisk i wycofaniu się «na własną rękę», aby ratować życie w sytuacji beznadziejnej. Kapral Wincenty Salwiński oraz szer.Wacław Sawicki i szer.Piotr Stachirowicz byli żołnierzami owego Batalionu KOP «Troki» i zginęli na stanowiskach obronnych a nie pełniąc wartę.
      Mimo to groby obrosły przez wiele lat legendą (w czasach gdy nie można było o tym pisać) — i jest ona powtarzana do dzisiaj przez wielu Przewodników po Wilnie, stąd przekonanie ludzi, że jest ona prawdziwa. Jerzy Romanowicz napisał: Zapewne wilnianie skojarzyli trójkę poległych z wartownikami także dlatego, że wartę honorową przy grobowcu serca Marszałka pełnili zawsze podoficer i dwóch żołnierzy. (Tezę, że polegli byli wartownicy spod mauzoleum Piłsudskiego, obalił dr Piotr Cichoracki z Instytutu Historii Uniwersytetu Wrocławskiego. On również potwierdził, że ostatnia warta złożona z młodzieży Przysposobienia Wojskowego — została zdjęta rozkazem z posterunku wieczorem 18 września 1939 roku).

  12. #15 by pustota1 on 06.05.2013 - 07:53

    А откуда идет эта польская традиция хоронить сердце отдельно (Шопен также похоронен, например) — это не противоречит разве католическому канону, что человек должен быть похоронен полностью в одном месте — а то как же ему воскресать перед Последним Судом?!

  13. #16 by pustota1 on 06.05.2013 - 07:53

    А откуда идет эта польская традиция хоронить сердце отдельно (Шопен также похоронен, например) — это не противоречит разве католическому канону, что человек должен быть похоронен полностью в одном месте — а то как же ему воскресать перед Последним Судом?!

  14. #17 by pustota1 on 06.05.2013 - 07:53

    А откуда идет эта польская традиция хоронить сердце отдельно (Шопен также похоронен, например) — это не противоречит разве католическому канону, что человек должен быть похоронен полностью в одном месте — а то как же ему воскресать перед Последним Судом?!

Это не обсуждается.