Виленские нищие


Разыскивая фотографии для поста об одежде «простых» горожан мне попалась одна интересная фотография.
Использовать её в посте было не совсем правильно — изображённые на ней нищенки у костёла одевались (впрочем как и современные нищие) не совсем «типично»

Но фотография несомненно очень интересная и колоритная — чего стоит лишь один взгляд нарядной дамы:

Вообще, надо сказать, нищие у костёлов были привычной и неотъемлемой частью виленского пейзажа, конца XIX века. Но не следует думать, что тогда все нищие были людьми опустившимися и голодными калеками.
Скорее это был своеобразный клан, можно сказать, своеобразная профессиональная корпорация.


Профессиональные нищие к своей «профессии» относились очень серьёзно — расковыривали любые свои болячки, смачивали их навозной жижей, ведь смрад и зловоние — сокровища попрошаек. Ходили истории о нищих, воровавших грудных детей - нищенкам с детьми всегда подавали намного больше. "Ненастоящие жэбраки" были серьёзной силой - мне встречались упоминания, что их боялись даже городовые.
Порою, складывалась парадоксальная ситуация — по настоящему нуждающиеся, калеки, сироты, психически нездоровые люди, и наконец разорённые вдовы не допускались «профессиональными нищими» к собиранию подаяния и зачастую просто умирали от голода.

Тут позвольте немного отступить от темы нищих, и затронуть казалось бы очень далёкую от неё тему феминизма.
Почему феминизма?
Ладно не феминизма в чистом виде — а женско-мужских отношений XIX века.
Несмотря на все просвещение этого века подавляющие большинство людей, а крестьяне составляли в Российской Империи более 80 % населения,(для примера, мещан было только 8%) жили все ещё старыми порядками. И жизнь их была ОЧЕНЬ не сладкой. Земли у среднего крестьянина здесь было очень мало - земля в каждом поколении делилась между сыновьями поровну. И естественно, ее с каждым поколение становилось все меньше. Крестьянские семьи почти повсеместно не могли обеспечить себя продуктами на весь год. В конце зимы, почти у всех, наставало голодное время.
И вот представьте если в такой, еле сводящей концы с концами, крестьянской семье умирал муж. Для вдовы это, почти всегда, означало голод. Мне часто попадаются газетные заметки о том, что в такой-то деревне вдова-крестьянка повесилась от голода. Не оттуда ли такое стремление девушек выскочить замуж - ведь века была простая арифметика «Нет мужа — голодная смерть» вот может что-то подсознательное и осталось 🙂

Но как бы то ни было, городские власти во все времена прикладывали большие усилия к урегулированию вопроса городских нищих. Польский король Сигизмунд Август ещё в 16 веке подтвердил устав цеха виленских нищих.
Цеховой устав регулировал взаимоотношения городских нищих, указывал места где можно было собирать милостыню, и даже защищал городских нищих от иногородних конкурентов 🙂


Нищих отгоняют от виленского костёла св.Георгия

Царские власти в XIX веке тоже подробно регулировали вопрос виленских нищих.
Усиленно боролись с так называемыми «ненастоящими нищими». Наказание профессиональных нищих, способных к труду было обязанностью полиции. Таких «нищих» и бродяг усиленно отлавливали и даже ссылали в Сибирь.

Городские легенды рассказывали о «нищих» заработавших своим промыслом гигантские капиталы.
Рассказывали о нищем, построившем в Новой Вилейке огромный каменный особняк и отправившем сыновей «учиться на панов в саму Варшаву» 🙂

Надо сказать, читая газетные заметки и мемуары виленцев, можно прийти к выводу, что нищих здесь не очень любили.
Их разнузданное, доходящее до откровенного вымогательства поведение многим очень не нравилось.

Совсем другим было отношение к нищим в деревнях. Главная причина особого отношения крестьян к нищим кроется в народном представлении, что нищие есть гости Бога. Существовало поверье - хороший приём нищего поможет обрести удачу и благополучие; плохой прием или отказ в нем может навлечь проклятия и несчастье. Нищие в деревнях повсеместно продавали чудодейственные реликвии «песок из Иерусалима», «крестик с благословением самого Папы Римского» итд.

Вообще тема нищих довольно интересна и обширна, я же просто составил небольшую подпись к интересной фотографии 🙂

химия и реактивы для бассейна

  1. #1 by shiko_1st on 02.11.2007 - 18:15

    Скорее это был своеобразный клан, можно сказать, своеобразная профессиональная корпорация.
    Да так и было 100%

    • #2 by pan_demetrius on 02.11.2007 - 21:38

      Да так и есть сейчас.

  2. #3 by shiko_1st on 02.11.2007 - 18:15

    Скорее это был своеобразный клан, можно сказать, своеобразная профессиональная корпорация.
    Да так и было 100%

    • #4 by pan_demetrius on 02.11.2007 - 21:38

      Да так и есть сейчас.

  3. #5 by shiko_1st on 02.11.2007 - 18:15

    Скорее это был своеобразный клан, можно сказать, своеобразная профессиональная корпорация.
    Да так и было 100%

    • #6 by pan_demetrius on 02.11.2007 - 21:38

      Да так и есть сейчас.

  4. #7 by igorla on 02.11.2007 - 19:41

    У Гиляровского есть интересный кусок про нищих и «нищих»

  5. #8 by igorla on 02.11.2007 - 19:41

    У Гиляровского есть интересный кусок про нищих и «нищих»

  6. #9 by igorla on 02.11.2007 - 19:41

    У Гиляровского есть интересный кусок про нищих и «нищих»

  7. #10 by nellinch on 02.11.2007 - 19:47

    Тяжёлые и совсем не однозначно оцениваемые мною темы… Нищие. И… Странное слово какое – «феминизм». Ведь и означать-то должен был бы «женский вопрос в обществе», а вот – поди ж ты – какой негативный оттенок приобрёл… И даже Вы – и даже здесь – пытаетесь его как бы смягчить другим названием… Наверно, Вы даже и правы, проведя такую связку…
    А вот с точки зрения выживания людей – всё как-то иначе: мужчина всегда найдёт, где оставить своё семя для продления рода; женщине же надо девять месяцев выносить (здорового), родить ребёнка (здорового), самой остаться в живых (здоровой) и дорастить до самостоятельности своих детей, передав им опыт поколений, да чтобы ещё их дети оказались с возможностями сделать бОльшее. Разве такое возможно без мужчины? Да и любить ещё хочется по молодости-то… Да и чтобы тебя любили…
    А нищенство – это ужасно… Нищенство организованное в кланы, пожалуй, и сейчас есть на свалках, на помойках, в метро, у церквей… В нашем чистом (в основном) городке под Питером так называемые «мусорки», то есть мусорные баки, установленные в специальные загородки, даже приезжают на велосипедах, на санях (финских), чтобы разобрать мусор и что-то увезти.
    Но всегда отличаются одинокие бабушки с просящей ладошкой в метро или в переходах. Такой просящей ладошки даже на Ваших фото нет…

  8. #11 by nellinch on 02.11.2007 - 19:47

    Тяжёлые и совсем не однозначно оцениваемые мною темы… Нищие. И… Странное слово какое – «феминизм». Ведь и означать-то должен был бы «женский вопрос в обществе», а вот – поди ж ты – какой негативный оттенок приобрёл… И даже Вы – и даже здесь – пытаетесь его как бы смягчить другим названием… Наверно, Вы даже и правы, проведя такую связку…
    А вот с точки зрения выживания людей – всё как-то иначе: мужчина всегда найдёт, где оставить своё семя для продления рода; женщине же надо девять месяцев выносить (здорового), родить ребёнка (здорового), самой остаться в живых (здоровой) и дорастить до самостоятельности своих детей, передав им опыт поколений, да чтобы ещё их дети оказались с возможностями сделать бОльшее. Разве такое возможно без мужчины? Да и любить ещё хочется по молодости-то… Да и чтобы тебя любили…
    А нищенство – это ужасно… Нищенство организованное в кланы, пожалуй, и сейчас есть на свалках, на помойках, в метро, у церквей… В нашем чистом (в основном) городке под Питером так называемые «мусорки», то есть мусорные баки, установленные в специальные загородки, даже приезжают на велосипедах, на санях (финских), чтобы разобрать мусор и что-то увезти.
    Но всегда отличаются одинокие бабушки с просящей ладошкой в метро или в переходах. Такой просящей ладошки даже на Ваших фото нет…

  9. #12 by nellinch on 02.11.2007 - 19:47

    Тяжёлые и совсем не однозначно оцениваемые мною темы… Нищие. И… Странное слово какое – «феминизм». Ведь и означать-то должен был бы «женский вопрос в обществе», а вот – поди ж ты – какой негативный оттенок приобрёл… И даже Вы – и даже здесь – пытаетесь его как бы смягчить другим названием… Наверно, Вы даже и правы, проведя такую связку…
    А вот с точки зрения выживания людей – всё как-то иначе: мужчина всегда найдёт, где оставить своё семя для продления рода; женщине же надо девять месяцев выносить (здорового), родить ребёнка (здорового), самой остаться в живых (здоровой) и дорастить до самостоятельности своих детей, передав им опыт поколений, да чтобы ещё их дети оказались с возможностями сделать бОльшее. Разве такое возможно без мужчины? Да и любить ещё хочется по молодости-то… Да и чтобы тебя любили…
    А нищенство – это ужасно… Нищенство организованное в кланы, пожалуй, и сейчас есть на свалках, на помойках, в метро, у церквей… В нашем чистом (в основном) городке под Питером так называемые «мусорки», то есть мусорные баки, установленные в специальные загородки, даже приезжают на велосипедах, на санях (финских), чтобы разобрать мусор и что-то увезти.
    Но всегда отличаются одинокие бабушки с просящей ладошкой в метро или в переходах. Такой просящей ладошки даже на Ваших фото нет…

  10. #13 by valdep on 02.11.2007 - 21:48

    Да это ворьё ещё то. Часто вечером наблюдаю на одной из станций метро как их организованно забирают из метро и вывозят куда-то на ночь. Коляски поднимают бравые ребятки, а сами калеки по грязным лестницам буквально ползут наверх на выход. Зрелище, особенно если видишь в первый раз, довольно жуткое.

  11. #14 by valdep on 02.11.2007 - 21:48

    Да это ворьё ещё то. Часто вечером наблюдаю на одной из станций метро как их организованно забирают из метро и вывозят куда-то на ночь. Коляски поднимают бравые ребятки, а сами калеки по грязным лестницам буквально ползут наверх на выход. Зрелище, особенно если видишь в первый раз, довольно жуткое.

  12. #15 by valdep on 02.11.2007 - 21:48

    Да это ворьё ещё то. Часто вечером наблюдаю на одной из станций метро как их организованно забирают из метро и вывозят куда-то на ночь. Коляски поднимают бравые ребятки, а сами калеки по грязным лестницам буквально ползут наверх на выход. Зрелище, особенно если видишь в первый раз, довольно жуткое.

  13. #16 by Анонимно on 04.11.2007 - 11:00

    Так эти дети не нищенствуют а зарабатывают…Таких много в метро НьюИорка.

    • #17 by Анонимно on 06.11.2007 - 15:07

      cтранник

      В Гатчине, когда там в собор привезли десницу Иоанна Крестителя мне пришлось побыть в очереди три часа, вдоль всей очереди выстоилось несколько десятков калек в камуфляже, наверно и настоящих афганцев было , но через 30 минут их обходила беременная цыганка и они отдавали ей деньги, она деньги пересчитывала у некоторых из них и их общупывала и больно было видеть как повалит настоящего безногого шуплого инвалида и при всех шарит за пазухой, женщины из очереди поумней вместо денег покупали пирожки и солдаты ели.Чинно вдоль очереди ходила и майорша милиционерша, когда цыганки рядом небыло да и вообще пост был рядом только крикни,но …Молодые молдаванки с детьми в платках за спиной просили милостыню сами обходя очередь, их тоже около десятка набералось, но как они распоряжались подаянием незнаю , не видел.

  14. #18 by Анонимно on 04.11.2007 - 11:00

    Так эти дети не нищенствуют а зарабатывают…Таких много в метро НьюИорка.

    • #19 by Анонимно on 06.11.2007 - 15:07

      cтранник

      В Гатчине, когда там в собор привезли десницу Иоанна Крестителя мне пришлось побыть в очереди три часа, вдоль всей очереди выстоилось несколько десятков калек в камуфляже, наверно и настоящих афганцев было , но через 30 минут их обходила беременная цыганка и они отдавали ей деньги, она деньги пересчитывала у некоторых из них и их общупывала и больно было видеть как повалит настоящего безногого шуплого инвалида и при всех шарит за пазухой, женщины из очереди поумней вместо денег покупали пирожки и солдаты ели.Чинно вдоль очереди ходила и майорша милиционерша, когда цыганки рядом небыло да и вообще пост был рядом только крикни,но …Молодые молдаванки с детьми в платках за спиной просили милостыню сами обходя очередь, их тоже около десятка набералось, но как они распоряжались подаянием незнаю , не видел.

  15. #20 by Анонимно on 04.11.2007 - 11:00

    Так эти дети не нищенствуют а зарабатывают…Таких много в метро НьюИорка.

    • #21 by Анонимно on 06.11.2007 - 15:07

      cтранник

      В Гатчине, когда там в собор привезли десницу Иоанна Крестителя мне пришлось побыть в очереди три часа, вдоль всей очереди выстоилось несколько десятков калек в камуфляже, наверно и настоящих афганцев было , но через 30 минут их обходила беременная цыганка и они отдавали ей деньги, она деньги пересчитывала у некоторых из них и их общупывала и больно было видеть как повалит настоящего безногого шуплого инвалида и при всех шарит за пазухой, женщины из очереди поумней вместо денег покупали пирожки и солдаты ели.Чинно вдоль очереди ходила и майорша милиционерша, когда цыганки рядом небыло да и вообще пост был рядом только крикни,но …Молодые молдаванки с детьми в платках за спиной просили милостыню сами обходя очередь, их тоже около десятка набералось, но как они распоряжались подаянием незнаю , не видел.

Это не обсуждается.