Виленский «Казюк»


Вот уже 400 лет каждую весну виленские улочки заполняет разноцветная толпа. В руках у людей традиционные виленские вербы, цветные, яркие, составленные из сухих цветов и трав, на шеях висят связки баранок.
В городе ярмарка!
Знаменитый «Казюк» - так местные жители сократили имя cв.Казимира.

В начале 17 века году Папа Урбан VIII объявил святого Казимира покровителем Великого княжества Литовского, и с тех пор он считается главным покровителем Литвы. Праздник своего небесного покровителя, приходящийся на 4 марта, горожане отмечали в течение целой недели. Каждый год 4 марта толпы богомольцев из самых отдаленных регионов края стекались к виленскому кафедральному костелу – месту захоронения святого Казимира. Именно поэтому основным местом проведения ярмарки была кафедральная площадь. Сохранилась уникальная фотография "Ярмарка Св. Казимира на Кафедральной площади" (70-е годы XIX века), на которой мы можем увидеть, как выглядела ярмарка 130 лет назад. Ярмарка на св. Казимира не была единственной в Вильне; например, большая ярмарка проводилась 29 июня, в день св. Петра и Павла, у антокольского храма тех же св. Петра и Павла. Но именно «Казюк» оставался главной виленской ярмаркой.

Как можно видеть на фотографии, главным товаром тогда были изделия из дерева; новенькие ведра, корыта, бочонки, бадьи и многое другое заполняли возы торговцев. Все, что крестьяне изготовили за долгую зиму, выставлялось на продажу. В то время бытовало следующее поверье: насколько удачно пройдет торговля на «Казюке» - настолько удачным будет весь год. По политическим мотивам упоминание Св. Казимира русскими властями не приветствовалось, поэтому ярмарка называлась «мартовской». Вначале она проводилась на Кафедральной площади; в самом начале 20 века, когда началось строительство памятника императрице Екатерине II, ярмарку решили перенести на Лукишкскую площадь. Ярмарка и на Лукишкской площади оставалась важным событием в жизни города – сюда спешили люди со всей виленской губернии, в некоторые года здесь собиралось до 250 возов торговцев. В начале 20 века главной «специализацией » ярмарки все еще оставались изделия из дерева.

Горожане сходились сюда, чтобы купить фигурные шкатулки для табака, плетеную садовую мебель, колыбели и множество других вещей. Маленькие жители нашего города с большим нетерпением ожидали ярмарочных дней, ведь здесь можно было купить разнообразные деревянные игрушки. А еще обязательными ярмарочными покупками были сладости. Горы сладких пряников в форме сердец, покрытых яркой глазурью, притягивали взгляды не только малышей; кавалеры должны были купить своим дамам яркое пряничное сердце с шуточной, иногда нарочито безграмотной любовной надписью. Еще одним непременным атрибутом ярмарки были знаменитые сморгоньские баранки. Недаром говорили, что «нет Казюка без баранок», и целые связки баранок украшали шеи горожан. На виленский «Казюк» город Сморгонь поставлял еще один традиционный атрибут ярмарки – прославленных выпускников «Сморгоньской академии», танцующих ручных медведей. «Сморгоньская академия» – это шуточное, народное название необычного промысла – ловли и дрессировки медведей, который был основан князьями Радзивиллами еще в 17 веке. Медведей дрессировали недалеко от Сморгони, и их «обучение» проходило в несколько приемов. Сначала молодых медведей учили бороться и кланяться, потом переходили к более сложным действиям. Проводники Сморгоньщины с учеными медведями ходили на заработки не только по российским ярмаркам, но и по ярмаркам Венгрии и Германии, а также вели прибыльную торговлю дрессированными медведями. Виленский «Казюк» на Лукишкской площади проходил до середины 20 века, когда был снова изгнан другим памятником, установленным на площади – уже памятником Ленину. Не везло ярмарке с памятниками… Во второй половине 20 века ярмарка вообще почти полностью исчезла. Советские власти города не особо приветствовали эту традицию, да и новые литовские поселенцы не знали о ней. Только вербы, появляющиеся в первые дни весны у костелов и на Кальварийском рынке (тогда Дзержинского), напоминали о большой ярмарке. Отрадно, что традиция виленского «Казюка» пережила все исторические бури, и пускай под новым литовским именем «Казюкаса», но ярмарка живет…

Сегодня на улочках старого города можно видеть массу мастеров, приезжающих, чтобы продать изделия своих рук горожанам. Все больше не только жителей нашего города, но и туристов спешат на улочки старого города, чтобы купить яркие виленские вербы, выплетенные из сушеных трав и цветов.

Считается, что освященная Вербное воскресенье верба имеет особые свойства – она охраняет дом от злых духов. Сегодня вербы делают не только из сушеных цветов, но и например из птичьих перьев.

Или дерева

Интересно что просят за пальмы (так тоже здесь иногда называют вербы) совсем небольшие деньги, красивую вербу можно купить уже за 5лт (50руб.), решившийся же выложить 20лт рискует не найти места дома – такую большую вербу принесет.


коньки купить

  1. #1 by periskop on 03.03.2007 - 20:07

    Сморгоньские баранки — это здорово! Вот бы попробовать, баранки-то…

    • #2 by poluden on 03.03.2007 - 21:40

      вот-вот, и я о том подумал. Кстати, было бы интересно узнать у Виталия, сморгоньские баранки по твоей классификации были сушками, бубликами или баранками? 😉

      Я в детстве посещал литовский садик, так «сушки» у нас в дет.саду назывались не иначе, как ‘baronkos’ — ‘баранки’

      • #3 by periskop on 03.03.2007 - 21:54

        Вот я потому про баранки и вспомнил, что сушки люблю 🙂

      • #4 by Szhaman on 03.03.2007 - 22:05

        А я вних не разбираюсь — вот в этом фильме начало (1,25) как раз о «Казюке»
        Посмотрите баранки ли там?

        • #5 by poluden on 03.03.2007 - 22:19

          Хороший фильм, очень позитивный. Архитектура старого города совсем не изменилась. Спасибо за фильм!

          • #6 by ivannka on 08.03.2009 - 11:02

            Баранки!

  2. #7 by periskop on 03.03.2007 - 20:07

    Сморгоньские баранки — это здорово! Вот бы попробовать, баранки-то…

    • #8 by poluden on 03.03.2007 - 21:40

      вот-вот, и я о том подумал. Кстати, было бы интересно узнать у Виталия, сморгоньские баранки по твоей классификации были сушками, бубликами или баранками? 😉

      Я в детстве посещал литовский садик, так «сушки» у нас в дет.саду назывались не иначе, как ‘baronkos’ — ‘баранки’

      • #9 by periskop on 03.03.2007 - 21:54

        Вот я потому про баранки и вспомнил, что сушки люблю 🙂

      • #10 by Szhaman on 03.03.2007 - 22:05

        А я вних не разбираюсь — вот в этом фильме начало (1,25) как раз о «Казюке»
        Посмотрите баранки ли там?

        • #11 by poluden on 03.03.2007 - 22:19

          Хороший фильм, очень позитивный. Архитектура старого города совсем не изменилась. Спасибо за фильм!

          • #12 by ivannka on 08.03.2009 - 11:02

            Баранки!

  3. #13 by periskop on 03.03.2007 - 20:07

    Сморгоньские баранки — это здорово! Вот бы попробовать, баранки-то…

    • #14 by poluden on 03.03.2007 - 21:40

      вот-вот, и я о том подумал. Кстати, было бы интересно узнать у Виталия, сморгоньские баранки по твоей классификации были сушками, бубликами или баранками? 😉

      Я в детстве посещал литовский садик, так «сушки» у нас в дет.саду назывались не иначе, как ‘baronkos’ — ‘баранки’

      • #15 by periskop on 03.03.2007 - 21:54

        Вот я потому про баранки и вспомнил, что сушки люблю 🙂

      • #16 by Szhaman on 03.03.2007 - 22:05

        А я вних не разбираюсь — вот в этом фильме начало (1,25) как раз о «Казюке»
        Посмотрите баранки ли там?

        • #17 by poluden on 03.03.2007 - 22:19

          Хороший фильм, очень позитивный. Архитектура старого города совсем не изменилась. Спасибо за фильм!

          • #18 by ivannka on 08.03.2009 - 11:02

            Баранки!

  4. #19 by poluden on 03.03.2007 - 21:42

    Спасибо, очень интересно!
    А первая фотография — это нынешнего года? Неужели на ярмарке СТОЛЬКО народу?!

    • #20 by Szhaman on 03.03.2007 - 21:53

      Сегодняшняя
      Ты просто не представляешь СКОЛЬКО там было народу.
      Я например еще никогда не видел столько людей в городе.

      Photobucket - Video and Image Hosting

      Photobucket - Video and Image Hosting

      Photobucket - Video and Image Hosting

      • #21 by poluden on 03.03.2007 - 22:01

        вот это да.. Действительно, праздник становится всеобщим, настоящим городским 🙂

  5. #22 by poluden on 03.03.2007 - 21:42

    Спасибо, очень интересно!
    А первая фотография — это нынешнего года? Неужели на ярмарке СТОЛЬКО народу?!

    • #23 by Szhaman on 03.03.2007 - 21:53

      Сегодняшняя
      Ты просто не представляешь СКОЛЬКО там было народу.
      Я например еще никогда не видел столько людей в городе.

      Photobucket - Video and Image Hosting

      Photobucket - Video and Image Hosting

      Photobucket - Video and Image Hosting

      • #24 by poluden on 03.03.2007 - 22:01

        вот это да.. Действительно, праздник становится всеобщим, настоящим городским 🙂

  6. #25 by poluden on 03.03.2007 - 21:42

    Спасибо, очень интересно!
    А первая фотография — это нынешнего года? Неужели на ярмарке СТОЛЬКО народу?!

    • #26 by Szhaman on 03.03.2007 - 21:53

      Сегодняшняя
      Ты просто не представляешь СКОЛЬКО там было народу.
      Я например еще никогда не видел столько людей в городе.

      Photobucket - Video and Image Hosting

      Photobucket - Video and Image Hosting

      Photobucket - Video and Image Hosting

      • #27 by poluden on 03.03.2007 - 22:01

        вот это да.. Действительно, праздник становится всеобщим, настоящим городским 🙂

  7. #28 by maumaz on 04.03.2007 - 07:57

    Сколько помню себя, столько помню и Казюк 🙂 Не знаю, когда точно ярмарка возродилась, но уже в 1980 году была большым праздником. Мы в семье в специалную копилку бросали советские рубли (металические) и к приходу Казюка разбивали копилку и шли на ярмарку.

    • #29 by maumaz on 04.03.2007 - 15:25

      Кстати, а какая деминутивная форма была бы от Казимир в польском языке? Ибо название Казюк звучит как явный деминутив по-литовски. Например — Йонас — Йонук’ас, Петрас — Петрюк’aс.

      • #30 by Szhaman on 04.03.2007 - 15:30

        Не знаю — в подвиленских деревнях до сих пор Казимиров, Казюками называют. Кстати мой брат Владыслав у меня «Владюк» 🙂 Я думал, что это какой-то белорусизм

        • #31 by maumaz on 05.03.2007 - 08:11

          Все таки, предпологаю, что это — балтизм. Ибо такие деминутивные суффиксы относиться не только к именам, но и к простым словам. Например:
          упе — упелюкас (река — речка)
          намас — намукас (дом — домик)
          сталас — сталюкас (стол — столик)

          • #32 by Szhaman on 05.03.2007 - 08:23

            Не знаю — не могу спорить, я в этом ничего не понимаю.
            Думаю, что если это и балтизм то очень древний

      • #33 by ivannka on 08.03.2009 - 11:05

        В осетинском была бы Казбек!)

  8. #34 by maumaz on 04.03.2007 - 07:57

    Сколько помню себя, столько помню и Казюк 🙂 Не знаю, когда точно ярмарка возродилась, но уже в 1980 году была большым праздником. Мы в семье в специалную копилку бросали советские рубли (металические) и к приходу Казюка разбивали копилку и шли на ярмарку.

    • #35 by maumaz on 04.03.2007 - 15:25

      Кстати, а какая деминутивная форма была бы от Казимир в польском языке? Ибо название Казюк звучит как явный деминутив по-литовски. Например — Йонас — Йонук’ас, Петрас — Петрюк’aс.

      • #36 by Szhaman on 04.03.2007 - 15:30

        Не знаю — в подвиленских деревнях до сих пор Казимиров, Казюками называют. Кстати мой брат Владыслав у меня «Владюк» 🙂 Я думал, что это какой-то белорусизм

        • #37 by maumaz on 05.03.2007 - 08:11

          Все таки, предпологаю, что это — балтизм. Ибо такие деминутивные суффиксы относиться не только к именам, но и к простым словам. Например:
          упе — упелюкас (река — речка)
          намас — намукас (дом — домик)
          сталас — сталюкас (стол — столик)

          • #38 by Szhaman on 05.03.2007 - 08:23

            Не знаю — не могу спорить, я в этом ничего не понимаю.
            Думаю, что если это и балтизм то очень древний

      • #39 by ivannka on 08.03.2009 - 11:05

        В осетинском была бы Казбек!)

  9. #40 by maumaz on 04.03.2007 - 07:57

    Сколько помню себя, столько помню и Казюк 🙂 Не знаю, когда точно ярмарка возродилась, но уже в 1980 году была большым праздником. Мы в семье в специалную копилку бросали советские рубли (металические) и к приходу Казюка разбивали копилку и шли на ярмарку.

    • #41 by maumaz on 04.03.2007 - 15:25

      Кстати, а какая деминутивная форма была бы от Казимир в польском языке? Ибо название Казюк звучит как явный деминутив по-литовски. Например — Йонас — Йонук’ас, Петрас — Петрюк’aс.

      • #42 by Szhaman on 04.03.2007 - 15:30

        Не знаю — в подвиленских деревнях до сих пор Казимиров, Казюками называют. Кстати мой брат Владыслав у меня «Владюк» 🙂 Я думал, что это какой-то белорусизм

        • #43 by maumaz on 05.03.2007 - 08:11

          Все таки, предпологаю, что это — балтизм. Ибо такие деминутивные суффиксы относиться не только к именам, но и к простым словам. Например:
          упе — упелюкас (река — речка)
          намас — намукас (дом — домик)
          сталас — сталюкас (стол — столик)

          • #44 by Szhaman on 05.03.2007 - 08:23

            Не знаю — не могу спорить, я в этом ничего не понимаю.
            Думаю, что если это и балтизм то очень древний

      • #45 by ivannka on 08.03.2009 - 11:05

        В осетинском была бы Казбек!)

Это не обсуждается.