Вильна 1814 год


Всегда очень интересно читать старые описания своего города, а если писал приезжий – это вдвойне интересней. Ведь, уж очень часто горожане, описывая свой город, многое полагали само собой разумеющимся, и не стоящим упоминания. Недавно наткнулся на дневник Фёдора Николаевича Глинки - адъютанта Милорадовича, поэта, прозаика, декабриста, брата писателя Сергея Глинки. Он в своей книге "Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием Отечественной и заграничной войны с 1812 по 1814 год" – довольно интересно описал наш город.

Русский офицер Глинка приехал в Вильну в 1814 году. Еще свежи были военные раны, еще шла в Европе война с Наполеоном. Именно в нашем городе его достигла весть о покорении Парижа. Вот, что записал в своем дневнике Фёдор Николаевич в апреле 1814 года:


1 апреля

За 509 лет пред сим князь Гедемин, расчистив дремучие леса, основал Вильну на берегах реки Вилии а Вилейки. И вот уже пять веков, как, повинуясь основателю своему, не оставляет она своего места: растет, богатеет, ширится, но все в своей долине, не смея взойти на горы, смыкающиеся вокруг нее кольцом. Вильна один из лучших городов в России; она почти вся каменная. Дома просторны, улицы тесны, площадей мало. Все почти военные дороги проходят теперь чрез сей город, а потому он чрезвычайно многолюден. В нем и всегда считалось до 25000 жителей. Притом Вильна — средоточие торговли всего здешнего края. Хлеб, воск, лес строевой и даже мачтовый отпускается отсюда вплавь по рекам в Кенигсберг, Ригу и Мемель. Зато деятельность в городе неусыпна; улицы кишат народом. Все дома в тесном соседстве; многие построены сплошь под одну крышу. В этот раз застали мы Вильну спокойною, в чистоте и опрятности; а за год пред сим завалена была она тысячами трупов мерзлых французов: каждый день нагружали ими сотни подвод. Я никогда не видел в большем унижении человечество!

2 апреля

Только что мы дали о себе знать брату Владимиру, находившемуся за сорок отсюда верст при своей роте, и он уже здесь! Он выехал на дрожках, потом скакал верхом, а во многих местах принужден был идти пешком: так дурна дорога! Как обрадовался я свиданию с ним! Все неприятности пути награждены!.. Мы поневоле должны пробыть здесь, чтоб дорога хоть немного получшела. Здесь люди живут весело: поляки и русские, кто кого перещеголяет гостеприимством! Смолянин наш, почтенный Василий Иванович Путята, начальник здешней комиссии, прослыл другом русских в Вильне. Все русские почти каждый день у него. Из здешних граф Манучи дает вечеринки и завтраки. Здесь, к удовольствию нашему, нашли мы еще родственника И. П. Глнк., полковника артиллерии. Мы были по должности и в гостях у полковника Говена, здешнего коменданта: все не нахвалятся им. Он также воспитанник 1-го корпуса. На всяком шагу встречаюсь с знакомыми офицерами и знакомлюсь с другими. У военных открыты сердца: в изгибах нужды нет!

4 апреля

Здесь уже совершенная весна!.. Горы первые сбросили с себя снежную одежду и зазеленели; вода хлынула в улицы и смыла весь сор; теперь их подмели и они чисты и сухи!

Тут и дома сидя видишь людей. Выглянешь из своего окна и видишь длинный ряд других. Почти в каждом прекрасное личико! Здешние красавицы любят всех видеть и быть видимыми. Небольшая площадь в средине города с утра до вечера пестреет от множества гуляющих. Теперь слывут здесь первыми красавицами две сестры Г ** из Жмуди. В самом деле, меньшая прелестна!

Университет

Я видел здешний университет. Он известен и в Европе. Епископ Валериян Протазевич основал его в 1570 году. Спустя девять лет король Стефан утвердил существование его. Здание университета пространно. Мы были в библиотеке и на обсерватории: всего любопытнее последняя. С самой вершины превысокой башни наблюдают здесь за всем, что ни делается в небе. Мы рассматривали разные снаряды, инструменты, астрономические часы; смотрели в микроскопы, телескопы, зрительные трубы и заглядывали в преогромный октан, посредством которого подстерегают светила, расхаживающие в небесах, означая в точности час, минуту и секунду прохождения какого-либо из сих небесных странников чрез Виленский меридиан. Внизу показывали вам целую комнату, занятую образцами различных механических снарядов. Тут можно видеть все, что изобретено людьми к тому, чтоб самою малою силою огромные тяжести поднимать и двигать. Университет сей всегда находился и теперь состоит под управлением иезуитов.

По двумстам пятидесяти ступеням взошел я на самый верх колокольни Св. Иоанна, откуда весь город, со всеми его церквами, монастырями и замками, как на ладони... Вчера поутру смотрел оттуда на Вильну, опоясанную цветущими холмами. Она еще спала, когда я взошел наверх. Сперва любовался я картинами небесными, потом оглянулся на земные. Я видел, как Вильна просыпалась. Начали растворяться ворота, вышли мести улицы, потом отворились окна — и резвые ветерки бросились целоваться с красавицами и нежным дыханием освежать их расцветающие груди и лелеять мягкие кудри. Сегодня обошли мы с братом Владимиром весь город по горам, любовались течением Вилейки и мечтали о древности, отдыхая на развалинах старинного замка, в котором некогда русские защищались с необычайным мужеством против Казимира, отнявшего у них завоеванную ими Вильну. В 1658 году, когда знаменитый Хмельницкий вырвал уже Малороссию из рук польских, войска казацкие вместе с воеводами царя Алексея Михайловича брали Вильну и победоносное оружие свое подносили даже к берегам Вислы.

Мы были в русском лазарете в Вильне, и хвалили, и любовались, и дивились: какая чистота! какой порядок! какая внимательность к больным! В сем лазарете и самый строгий наблюдатель, кажется, не найдет ничего такого, что бы нельзя было похвалить. [...]

Дороговизна

Дороговизна в Вильне так велика, что без великодушного вспомоществования благотворительных людей люди бедные должны бы непременно исчезнуть от нужд и голоду. Друг мой! Дороговизна стоит нашествия неприятелей! Она также наводит уныние на все сердца, отъемлет первейшие потребности в жизни и погружает целые семейства в сетование и скорбь. Где делись те счастливые времена — и давно ль они были? Не более как за 100 с небольшим лет, когда за две копейки можно было купить то, что теперь купишь ли за рубль!.. Ты смеешься! Но это истина: я докажу это исторически. При царе Алексее Михайловиче несколько сот шотландцев, гонимых за веру, переселились в Россию. Гостеприимное Отечество наше приняло странников, как родных сынов. Один из них, Петр Гордон, бывший уже генерал-лейтенантом в российской службе, живя в Киеве, вел подробные записки всем своим домашним расходам. Ему понадобилось 70 аршин лучших лент; что, думаешь, он заплатил за них тогда? Поверишь ли: 1 рубль 20 копеек!.. За курицу и утку платил он по копейке; за гуся и индейку по две; а теперь все эти вещи рублевые!.. Как переменчивы времена! Но количество вещей не убавилось: отчего же так возросли на них цены? Об атом надо много толковать; однако же мне кажется, что главнейшими причинами всех беспорядков суть: мода и роскошь. Эти два чудовища делят между собою все достояния нынешних обществ.

6 апреля

«Париж взят!» Весть сия распространяется в городе. Русские в восторге, поляки — смотрят сентябрем!.. Эта весть укусила их за сердце. Площадь, где гуляют, вдруг опустела; все присмирели в домах. Известия о взятии Парижа получены с нарочным из Кенигсберга. Русские вошли в столицу Франции 19 марта 1814. Император Александр I ввел сам войска свои в Париж, а слава введет его в храм бессмертия! Думаю, однако ж, что война еще продолжится, ибо Наполеон не в руках...


Памятная медаль "Покорение Парижа"

7 апреля

Мы пировали сегодня у брата Владимира. Мысль, что русские в Париже, приводила всех в неизъяснимый восторг. В доме играла музыка; народ столпился под окнами. Вспомнили празднество Фрауштатское и начали бросать деньги, которые чернь хватала с неописанною жадностию. Один русский солдат с простреленною ногою замешался в толпе. Его тотчас зовут наверх. «В пользу русского раненого солдата!» — говорит хозяин и ставит блюдо, положа на него несколько червонцев. Все сыплют, и в одно мгновение собралось 250 рублей; на то же блюдо ставят стакан пуншу и все сие подносят в дар израненному воину, который, не веря глазам своим и не зная, что говорить от восхищения, молится только богу и кричит: «Ура!»

Через два дня Вильна будет освещена. Начнутся пиры и мы спешим и празднества; но война еще не кончена – и мы спешим далее. Прощай в Вильне!»


Карикатура "Русские в Париже"

  1. #1 by duchelub on 26.03.2007 - 20:47

    Интересно. Совершенно современный язык, только правильный и более богатый, чем у многих современных журналистов.

  2. #2 by duchelub on 26.03.2007 - 20:47

    Интересно. Совершенно современный язык, только правильный и более богатый, чем у многих современных журналистов.

  3. #3 by duchelub on 26.03.2007 - 20:47

    Интересно. Совершенно современный язык, только правильный и более богатый, чем у многих современных журналистов.

  4. #4 by milija on 26.03.2007 - 21:03

    дневниковые записи — чудо! читала и наслаждалась: и языком, и изложенными событиями! спасибо!

    • #5 by pan_andriy on 06.04.2007 - 15:40

      Это т.н. «словено-росский язык». У него три родины: Киев, Львов и Вильнюс. Там он культивировался и нормировался до того как украинцы занесли его в Московию в начале 18 века.
      «Русским» этот язык назвали немцы в конце 20-х годов 19 века.

      • #6 by Szhaman on 06.04.2007 - 15:53

        Не перестаю удивляться количеству фриков в нете…

  5. #8 by milija on 26.03.2007 - 21:03

    дневниковые записи — чудо! читала и наслаждалась: и языком, и изложенными событиями! спасибо!

    • #9 by pan_andriy on 06.04.2007 - 15:40

      Это т.н. «словено-росский язык». У него три родины: Киев, Львов и Вильнюс. Там он культивировался и нормировался до того как украинцы занесли его в Московию в начале 18 века.
      «Русским» этот язык назвали немцы в конце 20-х годов 19 века.

      • #10 by Szhaman on 06.04.2007 - 15:53

        Не перестаю удивляться количеству фриков в нете…

  6. #12 by milija on 26.03.2007 - 21:03

    дневниковые записи — чудо! читала и наслаждалась: и языком, и изложенными событиями! спасибо!

    • #13 by pan_andriy on 06.04.2007 - 15:40

      Это т.н. «словено-росский язык». У него три родины: Киев, Львов и Вильнюс. Там он культивировался и нормировался до того как украинцы занесли его в Московию в начале 18 века.
      «Русским» этот язык назвали немцы в конце 20-х годов 19 века.

      • #14 by Szhaman on 06.04.2007 - 15:53

        Не перестаю удивляться количеству фриков в нете…

  7. #16 by poluden on 27.03.2007 - 02:31

    Очень интересно! Сразу видно, что русским тут был радушный приём, иначе дневниковые записки не были бы такими восторженными 🙂
    Читаю сейчас Пушкинское Путешествие в Арзрум. Знаешь, очень интересно перекликаются пушкинские и глинкинские записки. Оба пишут о дороговизне, местных красавицах и обязательно забираются на высокие здания (колоколню,минарет) дабы оглядеть окрестности.

  8. #17 by poluden on 27.03.2007 - 02:31

    Очень интересно! Сразу видно, что русским тут был радушный приём, иначе дневниковые записки не были бы такими восторженными 🙂
    Читаю сейчас Пушкинское Путешествие в Арзрум. Знаешь, очень интересно перекликаются пушкинские и глинкинские записки. Оба пишут о дороговизне, местных красавицах и обязательно забираются на высокие здания (колоколню,минарет) дабы оглядеть окрестности.

  9. #18 by poluden on 27.03.2007 - 02:31

    Очень интересно! Сразу видно, что русским тут был радушный приём, иначе дневниковые записки не были бы такими восторженными 🙂
    Читаю сейчас Пушкинское Путешествие в Арзрум. Знаешь, очень интересно перекликаются пушкинские и глинкинские записки. Оба пишут о дороговизне, местных красавицах и обязательно забираются на высокие здания (колоколню,минарет) дабы оглядеть окрестности.

  10. #19 by ankiuk on 27.03.2007 - 05:40

    Как интересно все описано, а язык какой !

  11. #21 by ankiuk on 27.03.2007 - 05:40

    Как интересно все описано, а язык какой !

  12. #23 by ankiuk on 27.03.2007 - 05:40

    Как интересно все описано, а язык какой !

  13. #25 by dangus12km on 27.03.2007 - 06:05

    спасибо, очень хороша последняя картинка. шведская,судя по языку. замечательное выражение «поляки — глядели сентябрем». не подскажете с чем связана такая метафора?

    • #26 by hanima on 27.03.2007 - 07:01

      поляки — смотрят сентябрем!
      подразумевается-смотрятся хмуро,недовольны…сравните-хмурится сентябрьское небо

  14. #27 by dangus12km on 27.03.2007 - 06:05

    спасибо, очень хороша последняя картинка. шведская,судя по языку. замечательное выражение «поляки — глядели сентябрем». не подскажете с чем связана такая метафора?

    • #28 by hanima on 27.03.2007 - 07:01

      поляки — смотрят сентябрем!
      подразумевается-смотрятся хмуро,недовольны…сравните-хмурится сентябрьское небо

  15. #29 by dangus12km on 27.03.2007 - 06:05

    спасибо, очень хороша последняя картинка. шведская,судя по языку. замечательное выражение «поляки — глядели сентябрем». не подскажете с чем связана такая метафора?

    • #30 by hanima on 27.03.2007 - 07:01

      поляки — смотрят сентябрем!
      подразумевается-смотрятся хмуро,недовольны…сравните-хмурится сентябрьское небо

  16. #31 by hamuda on 27.03.2007 - 07:07

    Как много я ещё не знаю, и как приятно узнавать о своём самом любимом и родном городе:)
    Спасибо!

  17. #32 by hamuda on 27.03.2007 - 07:07

    Как много я ещё не знаю, и как приятно узнавать о своём самом любимом и родном городе:)
    Спасибо!

  18. #33 by hamuda on 27.03.2007 - 07:07

    Как много я ещё не знаю, и как приятно узнавать о своём самом любимом и родном городе:)
    Спасибо!

  19. #34 by jantra2 on 28.03.2007 - 16:08

    Вот ещё одно свидетельство о Вильнюсе. «Большую часть населения Вильны составляют жиды; на улице почти одних евреев встречаем; нужно ли что купить или заказать, то всё придется призвать жида, который всегда старается обмануть, просит вдвойную цену, а наконец уступит за половину. Я слыхала, что жидовки красивы лицом, однако и этого не нахожу, едва ли не двух или трех встретила порядочных; по субботам, т.е. в шабаш, они одеваются странным образом: великолепный наряд есть длинное белое покрывало, которое прикалывается на голове сверх цветной уборки, и висит до ног, служа им вместо мантильи». Так писала 26 марта 1836 года Александра Коссаковская, дочь французского эмигранта Ж.Ф. Лаваля, своей сестре Екатерине Трубецкой, которой французский поэт Альфред де Виньи (Alfred de Vigny) посвятил свою поэму «Ванда» (Wanda). (Центральный исторический архив ЛССР).

  20. #35 by jantra2 on 28.03.2007 - 16:08

    Вот ещё одно свидетельство о Вильнюсе. «Большую часть населения Вильны составляют жиды; на улице почти одних евреев встречаем; нужно ли что купить или заказать, то всё придется призвать жида, который всегда старается обмануть, просит вдвойную цену, а наконец уступит за половину. Я слыхала, что жидовки красивы лицом, однако и этого не нахожу, едва ли не двух или трех встретила порядочных; по субботам, т.е. в шабаш, они одеваются странным образом: великолепный наряд есть длинное белое покрывало, которое прикалывается на голове сверх цветной уборки, и висит до ног, служа им вместо мантильи». Так писала 26 марта 1836 года Александра Коссаковская, дочь французского эмигранта Ж.Ф. Лаваля, своей сестре Екатерине Трубецкой, которой французский поэт Альфред де Виньи (Alfred de Vigny) посвятил свою поэму «Ванда» (Wanda). (Центральный исторический архив ЛССР).

  21. #36 by jantra2 on 28.03.2007 - 16:08

    Вот ещё одно свидетельство о Вильнюсе. «Большую часть населения Вильны составляют жиды; на улице почти одних евреев встречаем; нужно ли что купить или заказать, то всё придется призвать жида, который всегда старается обмануть, просит вдвойную цену, а наконец уступит за половину. Я слыхала, что жидовки красивы лицом, однако и этого не нахожу, едва ли не двух или трех встретила порядочных; по субботам, т.е. в шабаш, они одеваются странным образом: великолепный наряд есть длинное белое покрывало, которое прикалывается на голове сверх цветной уборки, и висит до ног, служа им вместо мантильи». Так писала 26 марта 1836 года Александра Коссаковская, дочь французского эмигранта Ж.Ф. Лаваля, своей сестре Екатерине Трубецкой, которой французский поэт Альфред де Виньи (Alfred de Vigny) посвятил свою поэму «Ванда» (Wanda). (Центральный исторический архив ЛССР).

  22. #37 by alma_pater on 29.03.2007 - 08:18

    Замечательных странички 3-4, и тоже весной, только уже 1862 года, понаписал знаменитый драматург Александр Николаевич Островский — местами перекликается с Глинкой. Костел Иоаннов, Замковая гора, Петра и Павла, прелестные жидовки. Потом уже осенью Н. С. Лесков. Опять же Замковая гора, — «неприступная», писал, потому что караулы выставлены, крепость как-никак. Колокольня. Музей древностей, чучкло зубра. Ну, в 1867 Анна Григорьевна только что замуж за Достоевского вышла, так по первости вела дневник — все-таки великий муж. Ну и проездом в Вильне таки довольно подробно, и опять пасхальные дни, как Островский: Иааннов, Никольская церковь, Георгиевская часовня.

  23. #38 by alma_pater on 29.03.2007 - 08:18

    Замечательных странички 3-4, и тоже весной, только уже 1862 года, понаписал знаменитый драматург Александр Николаевич Островский — местами перекликается с Глинкой. Костел Иоаннов, Замковая гора, Петра и Павла, прелестные жидовки. Потом уже осенью Н. С. Лесков. Опять же Замковая гора, — «неприступная», писал, потому что караулы выставлены, крепость как-никак. Колокольня. Музей древностей, чучкло зубра. Ну, в 1867 Анна Григорьевна только что замуж за Достоевского вышла, так по первости вела дневник — все-таки великий муж. Ну и проездом в Вильне таки довольно подробно, и опять пасхальные дни, как Островский: Иааннов, Никольская церковь, Георгиевская часовня.

  24. #39 by alma_pater on 29.03.2007 - 08:18

    Замечательных странички 3-4, и тоже весной, только уже 1862 года, понаписал знаменитый драматург Александр Николаевич Островский — местами перекликается с Глинкой. Костел Иоаннов, Замковая гора, Петра и Павла, прелестные жидовки. Потом уже осенью Н. С. Лесков. Опять же Замковая гора, — «неприступная», писал, потому что караулы выставлены, крепость как-никак. Колокольня. Музей древностей, чучкло зубра. Ну, в 1867 Анна Григорьевна только что замуж за Достоевского вышла, так по первости вела дневник — все-таки великий муж. Ну и проездом в Вильне таки довольно подробно, и опять пасхальные дни, как Островский: Иааннов, Никольская церковь, Георгиевская часовня.

  25. #40 by Анонимно on 04.04.2007 - 14:56

    Вильно,декабрь 1812г

    Я тоже читал воспоминания Глинки.Да и других участников похода 1812г.
    Нл вот в мемуарах генерала барона де Марбо наткнулся на странный пассаж.Он пишет,что виленские
    евреи,когда русский авангард был на подходе,ограбили французов.Отобрали не только деньги,но и одежду и голыми выкидывали их в окна,на мороз.
    Источник довольно специфический: именно эти мемуары натолкнули Конан Дойла написать известные
    «Подвиги бригадира Жерара».К тому же сам он этого видеть не мог: его кавалеристы уже выступили
    из города.
    Но вот в двухтомнике «Наполеон в России глазами иностранцев» встретил подобный рассказ уже другого француза.В русских источниках ничего подобного не нашел.
    История довольно сомнительная.Многие французы шли с оружием,к тому же в любой час в город могла войти другая,отступающая французская часть и тогда не миновать бы расправы.Наконец,за коим евреи стали бы французов бросать в окна своих домов?Стекло тогда было недешево.
    Было бы очень интересно прочитать воспоминания жителя Вильны,бывшего там в 1812м.

  26. #41 by Анонимно on 04.04.2007 - 14:56

    Вильно,декабрь 1812г

    Я тоже читал воспоминания Глинки.Да и других участников похода 1812г.
    Нл вот в мемуарах генерала барона де Марбо наткнулся на странный пассаж.Он пишет,что виленские
    евреи,когда русский авангард был на подходе,ограбили французов.Отобрали не только деньги,но и одежду и голыми выкидывали их в окна,на мороз.
    Источник довольно специфический: именно эти мемуары натолкнули Конан Дойла написать известные
    «Подвиги бригадира Жерара».К тому же сам он этого видеть не мог: его кавалеристы уже выступили
    из города.
    Но вот в двухтомнике «Наполеон в России глазами иностранцев» встретил подобный рассказ уже другого француза.В русских источниках ничего подобного не нашел.
    История довольно сомнительная.Многие французы шли с оружием,к тому же в любой час в город могла войти другая,отступающая французская часть и тогда не миновать бы расправы.Наконец,за коим евреи стали бы французов бросать в окна своих домов?Стекло тогда было недешево.
    Было бы очень интересно прочитать воспоминания жителя Вильны,бывшего там в 1812м.

  27. #42 by Анонимно on 04.04.2007 - 14:56

    Вильно,декабрь 1812г

    Я тоже читал воспоминания Глинки.Да и других участников похода 1812г.
    Нл вот в мемуарах генерала барона де Марбо наткнулся на странный пассаж.Он пишет,что виленские
    евреи,когда русский авангард был на подходе,ограбили французов.Отобрали не только деньги,но и одежду и голыми выкидывали их в окна,на мороз.
    Источник довольно специфический: именно эти мемуары натолкнули Конан Дойла написать известные
    «Подвиги бригадира Жерара».К тому же сам он этого видеть не мог: его кавалеристы уже выступили
    из города.
    Но вот в двухтомнике «Наполеон в России глазами иностранцев» встретил подобный рассказ уже другого француза.В русских источниках ничего подобного не нашел.
    История довольно сомнительная.Многие французы шли с оружием,к тому же в любой час в город могла войти другая,отступающая французская часть и тогда не миновать бы расправы.Наконец,за коим евреи стали бы французов бросать в окна своих домов?Стекло тогда было недешево.
    Было бы очень интересно прочитать воспоминания жителя Вильны,бывшего там в 1812м.

Это не обсуждается.